Доставка в срок. Как работает сортировочный центр «Почты России» в Петербурге

Пандемия изменила все – нас самих, наш быт, мир. Общение, работа, учеба, покупки – многое ушло в онлайн, благодаря чему мы стали тратить на организацию своего существования меньше времени и усилий. А тысячи бизнесов, больших и малых, очень быстро и кардинально перестроили свою работу.

Доставка в срок. Как работает сортировочный центр «Почты России» в Петербурге | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

За семь месяцев нынешнего года количество отправок «Почты России» для ретейла на Северо-Западе выросло на 95% в сравнении с аналогичным периодом 2020-го – из интернет-магазинов покупателям доставлено свыше 5 млн отправлений. При этом почта, которую в народе по привычке считают консервативной и медленной, не захлебнулась в потоке посланий, а напротив – во многом ускорилась и упростилась для своих партнеров и клиентов. 

Чтобы рассказать об этом, руководство макрорегиона Северо-Запад АО «Почта России» пригласило журналистов на свою главную «кухню» – в Петербургский автоматизированный сортировочный центр (АСЦ). 

В производственном помещении площадью 12 тыс. кв. метров движение лент-конвейеров, конвертов, пакетов и коробок, а также людей, погрузчиков и тележек не прекращается круглосуточно и круглогодично. Исключение – вечер 31 декабря и утро 1 января. Все остальное время в режиме нон-стоп здесь разбирают поступающую почту, сортируют и распределяют по тысяче направлений, после чего машины развозят ее по местам назначения. На производстве в АСЦ трудятся 692 человека. Автоматизированная сортировка составляет порядка 70%. 

Это крупнейший сортировочный центр «Почты России» на территории Северо-Западного региона и третий по объемам письменной корреспонденции в стране, – говорит заместитель директора по логистике макрорегиона Северо-Запад АО «Почта России» Алексей Федоров. За семь месяцев текущего года АСЦ обработал свыше 176 млн почтовых отправлений. В среднем до полумиллиона писем и по 200 тыс. почтовых отправлений различных видов ежедневно.

Новенький мультисортировщик для писем «выстреливает» конвертами на ленту с такой скоростью, что за ними трудно глазом уследить. Машина распознает как штрихкоды регистрируемых отправлений (заказных писем), так и рукописный текст из адресного блока. Вылетев с дорожки конвейера, письмо падает в нужную ячейку-выход из 250 имеющихся и далее – в лоток. Когда лоток наполняется, оператор перекладывает письма в ящик и закрывает его.

Правда, прежде чем попасть на ленту автомата, конверты должны побывать в руках у человека: их прощупывают, чтобы не пропустить вложений, которые могут повредить машину. Некоторые отправители, не стесняясь, кладут в конверты с письмами монетки, флешки и другие опасные для техники мелочи. То, что не подходит для автоматизированной сортировки, десять сотрудников раскладывают по ячейкам вручную. И еще в специальной тихой комнате операторы «забивают» в компьютер адреса с конвертов, которые машина не сумела «прочитать» – на каждый у них есть 8 секунд.

Есть в АСЦ подразделение, о котором знают немногие, – центр гибридной печати. Его задача – материализация электронных заказных писем и счетов. Именно здесь обретают физическую форму изначально виртуальные «письма счастья» от ГИБДД, коммунальные квитанции, уведомления и прочие официальные бумаги. Автоматическое оборудование их печатает, нарезает, сворачивает и конвертует, а коммунальные счета еще и мейлирует (склеивает края).

За январь – июль текущего года УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняло и обработало более 92 млн писем, что на 4% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество счетов увеличилось на 9% и превысило 57 млн единиц.

Почта2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

С недавних пор к государственным и корпоративным клиентам добавились и частные лица, отправляющие электронные заказные письма через личный кабинет на сайте «Почты России» или приложение. Таких становится все больше – ведь это быстро и удобно...

Услуга получается гибридная: клиент отправляет нам файл, мы его интегрируем в нужный формат. Если получатель готов получать заказные письма на госуслугах, оно будет отправлено в электронном виде, если нет – его материализуют, то есть напечатают и пришлют по почте, – поясняет зам. директора по почтовому бизнесу в Северо-Западном макрорегионе АО «Почта России» Александр Меленчук.

Несмотря на небольшую площадь и штат три десятка человек, петербургский центр гибридной печати – самый крупный узел в стране, печатающий письма и квитанции федеральных клиентов для всего Северо-Запада. 

Разбор бандеролей в АСЦ тоже ведет машина – по 200 тыс. штук в сутки. Электропогрузчик каждые 6 – 10 минут вываливает из объемистого ковша в столь же вместительный ящик гору мелких коробочек и пакетиков с товарами из интернет-магазинов, откуда они постепенно переезжают на движущуюся ленту. 

С другой стороны цеха еще один автоматический сортировщик принимает посылки покрупнее – от 200 г до 20 кг. У истоков каждого «ручья подачи» трудятся по два оператора. Один выкладывает посылки из контейнера на ленту, другой сканирует штрихкод. Если картинка не сканируется, адресный блок в компьютер опять-таки «забивают» вручную. Каждый ручей разветвляется на рукава, после чего посылки с 12 конвейеров поднимаются на второй этаж и попадают на круговую ленту, с которой скатываются по желобам в 80 ячеек. Распределением маршрутов также занимается машина: она сканирует каждую посылку и назначает адрес каретки, приписанной к определенному сбросу. 

Это мозг и сердце сортировки: если здесь произойдет какой-то сбой, остановится весь комплекс. Кстати, по внутренним правилам АСЦ, с момента поломки любого оборудования до повторного запуска линии может пройти не более полутора часов.

С выросшей нагрузкой эта линия производительностью до 100 тыс. отправлений в сутки, работающая с момента открытия АСЦ в 2011 году, пока справляется – в среднем в день обрабатывает по 70 тыс. посылок. 

До конца года постараемся ее модернизировать, чтобы ускорить процесс сортировки и облегчить труд людей, – рассказывает Алексей Федоров. – Сканирование будет автоматическим. Производительность увеличится до 150 тыс. посылок в сутки. Посылки с нечитаемыми адресами будут переправляться на три специально выделенных «ручья» с операторами...

Максимальное время, которое письмо или посылка могут провести в стенах АСЦ, – 12 часов. 

В финале сортировки ящики с почтой в сопровождении накладных отправляются на погрузку в автомобили. В Петербург, Ленинградскую область, Псков и Новгород отправления доставляют напрямую до отделения связи либо почтамта, по остальным регионам – на другие сортировочные центры (на Северо-Западе их десять). В целом для обеспечения логистических процессов в регионе используется около 800 почтовых маршрутов общей протяженностью свыше 168 тыс. километров. 

За январь – июль нынешнего года АСЦ обработал 140 млн писем, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2020-го. Количество международных посылок увеличилось на 39% – до 278 тыс. штук. Поток посылок внутри страны вырос на 12% – до 11 миллионов. Число отправлений от интернет-магазинов почти удвоилось и достигло 5 миллионов.

Согласно исследованиям, после пандемии 95% покупателей будут выбирать именно онлайн-шопинг, – отмечает зам. директора по электронной коммерции в Северо-Западном макрорегионе АО «Почта России» Елена Васильева. – Онлайн-коммерция растет во всех смыслах – в том числе по количеству посылок в одном заказе. Такого раньше не было. Растет и средний вес посылки. Что только ни заказывают наши граждане через Интернет – даже мебель, запчасти к технике, саженцы и рассаду... Доставляем все это в срок в самые отдаленные пункты.

#почта России #работа #письма #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6999) от 31.08.2021 под заголовком «На кухне «Почты России»».


Комментарии