Дороги для всех. Как будут развиваться магистрали Петербурга

Первое полугодие 2021-го оказалось богатым на анонсы проектов развития внеуличных магистралей: весной началась подготовка территории для широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), а летом вице-губернатор Максим Соколов анонсировал ускорение строительства съездов с ЗСД на Шкиперском протоке и Шуваловском проспекте. Новости эти были радостными скорее для пользователей личных автомобилей, однако есть все возможности сделать магистрали полезными для горожан, использующих другие виды мобильности.

Дороги для всех. Как будут развиваться магистрали Петербурга | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Увязка мегапроектов

О ЗСД и ШМСД можно спорить долго, но их главное достоинство очевидно: они полностью внеуличные. Обе магистрали располагаются на удалении от жилых домов, не разрывают городскую ткань, а их съезды не зажаты плотной застройкой. Так, большая часть ШМСД пройдет в полосе отвода полукольцевой железной дороги. И это правильно –  совмещение магистралей минимизирует их негативное воздействие на среду.

Но есть одно «но»: по городскому полукольцу в перспективе должна поехать электричка от «Броневой» до Ладожского вокзала. Вдоль ее маршрута намерены разместить платформы с оптимальной пешеходной и транспортной доступностью, что не очень вяжется с планами по уже начатой ШМСД. Даже у самых талантливых проектировщиков может не получиться вписать новые станции наземного метро между опор эстакад и съездов с магистрали. В лучшем случае станции не будут должным образом интегрированы с линиями метро, пригородных поездов или наземным транспортом.

В худшем –  станции могут не влезть в нужных местах вообще.

Такой риск уже есть в районе проектируемой развязки ШМСД с Витебским проспектом. После строительства автодорог разместить пересадочный узел с полукольца на высоко востребованное Витебское направление может не получиться. Проблемы могут возникнуть и с перспективными пересадками на станциях метро «Броневая», «Электросила» или «Волковская». Выпасть из проекта городской электрички рискуют и потенциально востребованные у жителей новостроек платформы в створе Ново-Измайловского проспекта или Варшавской улицы.

Решать эту проблему нужно уже сейчас, запуская одновременную разработку проектов по обоим объектам. На участке от «Броневой» до Ладожского вокзала такая синхронизация может стать поводом форсировать пуск городской электрички. Увязка строек позволит сэкономить миллиарды рублей, а потраченные средства будут вложены намного эффективнее, так как улучшат транспортное обслуживание не только автомобилистов, но и будущих сотен тысяч пассажиров городской электрички.

Васильевскому острову приготовиться!

Съезд с ЗСД на Шкиперский проток жители Васильевского ждут со времен пуска центрального участка магистрали, с 2016 года. Однако его запоздалость позволила островитянам ощутить на примере съезда на Морскую набережную все подводные камни появления новых дорог: приток трафика, в особенности грузового, и пробки в самых неожиданных местах.

Именно такие «подарки» готовит жителям Гавани новый съезд. Вырастет загрузка всех трех проспектов Васильевского острова, нарушится покой тихих улиц Гавани, сложнее станет парковаться, а и без того неспешный общественный транспорт станет еще медленнее.

Решать эти проблемы тоже следует сейчас. Очевидно решение вопроса с парковкой: к пуску съезда она должна стать платной. Резидентские разрешения сохранят места для местных жителей, а взимаемая с «гостей» плата снизит спрос на поездки сюда.

Одновременно необходимо подготовить тупиковую сеть улиц острова к работе с транзитным потоком. Улучшить условия для сквозного проезда можно, упростив схему движения через остров. Для этого нужно исключить пересечения транзитных потоков и выравнять их полосность. Такие меры обеспечат максимальную пропускную способность уличной сети и исключат нежелательный трафик через жилые улицы.

Вариантом такой «реформы» может быть пуск транзитного потока по Большому и Малому проспектам при исключении сквозного движения по Среднему. Аналогично оптимизировали уличную сеть Нью-Йорка, перекрыв Бродвей. Невероятно, но отказ от «лишней» улицы не то что не усугубил, но даже решил многие транспортные проблемы Манхэттена.

При этом оптимизация транзита не должна ухудшать работу общественного транспорта. Наоборот, переосмысление дорожной сети предполагает создание сети выделенных полос с вытекающим ускорением автобусов, троллейбусов и трамваев.

Универсальная связь

Рассмотрим детальнее саму развязку в Гавани. Фактически это шоссе, связывающее намывные территории Васильевского с его исторической частью и имеющее нерегулируемые съезды на ЗСД. Для жителей намыва, ездящих на автомобилях, она будет кратчайшим выездом в центр. А что с пользователями других видов мобильности?

Пешеходы вместо прямого пути в центр получат извилистую тропинку в обход развязки, причем только с одной ее стороны. Такой тротуар будет труднодоступен для жителей домов вдоль бульвара Головина, а его изгиб удлинит путь горожан на 5 –  7 минут.

Велосипедистам и пользователям самокатов новый съезд тоже не поможет. Велополосы на нем не предусмотрены, а движение по проезжей части потребует опасных перестроений через нерегулируемые съезды ЗСД. Поездка по тротуару, по причинам, описанным выше, тоже вряд ли будет удобной альтернативой.

Нет на магистрали и выделенных полос для общественного транспорта. Любой затор сможет поставить автобусы в общую пробку, а значит, рассчитывать на них пассажирам будет очень трудно.

В таких условиях развязка будет работать только на автомобилистов, не раскрывая потенциал улучшения доступности намыва. Это нивелирует сильную сторону идеи развития намывных территорий (ради которой создавался еще первый намыв в 1960-х) –  компактность и близость к центру города, при которых для сообщения с центром оптимальны именно общественный транспорт, велосипеды или пешие перемещения. Еще выше их роль делает планируемый пуск станции метро «Горный институт» –  ближайшей к южной части насыпных территорий.

Без оперативных корректировок проекта –  оптимизации велопешеходных связей и организации выделенных полос –  намыв так и продолжит стихийно пересаживаться на автомобили со всеми вытекающими последствиями: еще более тяжелыми пробками и дефицитом парковки.

Шуваловский экспресс

Дружелюбным только к личному транспорту будет не только съезд в Гавани, но и ЗСД и ШМСД в целом. Эту несправедливость можно исправить, запустив по ним автобусные маршруты. Такая идея официально озвучивалась перед пуском центрального участка ЗСД, но спустя 5 лет автобусы по диаметру так и не поехали. «Организатор перевозок» отказывается прорабатывать использование диаметра, ссылаясь на негативную позицию ГИБДД.

Скепсис ГИБДД не вполне понятен. Автобусные маршруты уже много лет проходят по петербургским автомагистралям: по КАД они едут в Кронштадт, по ЗСД ездили летом 2020 года ночные автобусы, заменявшие рано закрывавшееся метро. Москва в этом вопросе зашла еще дальше, запустив маршруты в Зеленоград и аэропорт «Шереметьево» по междугородной трассе М11.

Ввод новых развязок станет отличным поводом запустить по ЗСД маршруты общественного транспорта. Узел на Шуваловском особенно ценен для этого, ведь к нему примыкает стремительно растущий район Комендантского проспекта. Эти новостройки уже давно находятся вне комфортной доступности от метро. Именно новые экспрессы в центр города через ЗСД и Васильевский станут лучшей альтернативой для жителей новых кварталов. Такие маршруты можно будет предпочесть и личному автомобилю, и все более труднодоступной станции метро «Комендантский проспект».

Успешный опыт на северо-западе позже может стать обоснованием для новых экспресс-линий: на юго-запад, в Московский или Курортный районы.

ЗСД сегодня стал знаковым объектом для всех горожан, вне зависимости от того, есть у них автомобиль или нет. Неудивительно, что первый шаг в открытии диаметра для них уже был сделан. Каждый год в мае проходит «ЗСД-Фест» –  фестиваль, в ходе которого горожане получают возможность пробежать или проехать на велосипеде по эстакадам магистрали.

Новые проекты развития магистралей имеют все шансы сделать ЗСД и ШМСД доступными и значимыми для всех горожан круглый год. Этим шансом просто необходимо пользоваться!

#дороги #ЗСД #ШМСД #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (6984) от 10.08.2021 под заголовком «Что съезды нам сулят».


Комментарии