Дом элиты Ленинграда. Знаменитое здание на Карповке трещит по швам
Набережная реки Карповки, 13. Знаменитый первый жилой дом Ленсовета. Символ новой архитектуры, получившей название сталинского конструктивизма. Разумеется, объект культурного наследия федерального значения.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Проект разработали восходящие звезды советской архитектуры Евгений Левинсон и Игорь Фомин. Легендарные люди.
Первый дом Ленсовета строили около четырех лет - с 1931-го по 1934 год. Он огромен - почти 9,5 тысячи квадратных метров. Дом предназначался для городской элиты. Здесь всего 76 квартир: от двух- до шестикомнатных с ванными комнатами и встроенной мебелью. Некоторые квартиры были двухэтажными с дубовыми лестницами. Создатели «нового быта» предусмотрели механическую прачечную, парикмахерскую, магазин, солярий, комнаты для обслуживающего персонала. Для довоенного Ленинграда роскошь немыслимая. Дом и сейчас вызывает восторг своими размерами и формой, напоминающей гигантскую разогнутую подкову. Но это - если смотреть с другого берега Карповки.
При ближайшем рассмотрении открывается удручающая картина. Во-первых, двор: забита ливневая канализация - вечные лужи; ветхие деревья, которые вот-вот упадут... Во-вторых, видимые повреждения: свисают со стен оборванные провода; протекает кровля, из-за которой намокает карниз; рассыпаются парадные лестницы...
В 2016 году Фонд капремонта взялся было приводить в порядок фасад памятника. Даже заказал проект, заплатив около миллиона рублей. В целом на работу город готов был потратить более 31 миллиона. Но тогда ничего не получилось. При подробном обследовании дома оказалось, что часть его конструкций уже находится в аварийном состоянии. Вот лишь некоторые замечания о состоянии здания «для элиты».
Перекрытия: усадочные трещины, глухой звук при простукивании, имеются перенасыщенные влагой участки, глубокие трещины в местах сопряжений балок с несущими стенами. Коррозия балок.
Стены: глубокие трещины, повреждение штукатурки, ослабление карнизов, увлажнение поверхности стен, ослабление кирпичной кладки.
Цоколь: отдельные глубокие трещины, следы увлажнения, неравномерная осадка фундамента.
А главное - когда уже начали ставить строительные леса, обнаружили две глубокие трещины, которые и вовсе угрожали целостности здания. Вывод был однозначен - никакого фасада, пока не будут восстановлены аварийные конструкции...
Потому ремонта не было ни в 2017-м, ни в 2018 году. За это время готовился совсем другой проект. Работы подорожали самым существенным образом: с 31 миллиона до 134 миллионов. И причина была не только в трещинах. В первый проект не включили восстановление каменной ограды с металлическими воротами, которая отделяет двор дома от улицы Литераторов. Ограда, как и дом, в аварийном состоянии.
Карповка, 13, ныне не только исторический объект, но и иллюстрация особенностей капитального ремонта старых домов Петербурга, а теперь уже и Ленинграда: стоит ковырнуть в одном месте, как начинает рушиться в другом.
Сложнейший ремонт сейчас в разгаре. Достаточно сказать, что на фасаде дома Ленсовета используют пять видов терразитовой (камневидной) штукатурки и множество технологических решений.
Однако вновь обнаружилось упущение: если раньше в проект не попала ограда, то теперь - павильон во дворе дома - неотъемлемая часть памятника, тоже охраняемая КГИОП. И вот жилищный комитет и Фонд капремонта опять пытаются пересмотреть проект и смету, включив в перечень работ еще и павильон. Правда, главное слово в этом вопросе - за КГИОП: как он решит, так подрядчик и сделает.
Кстати. Памятник архитектуры, истории - еще и памятник трагедии. Около двух десятков жителей дома были расстреляны в 1937 - 1938 годах: работники советских промсоюзов и банков, потребкооперации и разнообразных хозяйственных и финансовых структур «при обкоме ВКП(б)». К высшей мере наказания приговорили и Николая Емельянова, начальника политотдела Балтийского морского пароходства. Жил в квартире 30. Расстреляны: Петр Низовцев - зав. отделом руководящих парторганов обкома ВКП(б) (кв. 71); Борис Стрельцов - начальник 2-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности СССР, (кв. 64); Марк Ткачев - начальник ПВО Ленинграда.
Отдельно стоит упомянуть Андрея Николаевича Троицкого, главного редактора «Ленинградской правды», приговоренного к расстрелу в 1938 году (кв. 14).
Пожалуй, самым знаменитым жителем дома из числа партийных работников можно назвать Петра Лазутина - председателя горисполкома в послевоенном Ленинграде. При нем был разработан генплан развития Ленинграда на 20 - 25 лет, возобновлена работа общественного транспорта... В 1949 году он был объявлен одним из главных фигурантов «Ленинградского дела» и расстрелян. А через четыре года - реабилитирован и посмертно восстановлен в партии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (6499) от 09.08.2019 под заголовком «Дом элиты Ленинграда».
Комментарии