Добро в каждый дом. Как в Петербурге развивается волонтерская сеть
В нынешних сложных условиях желающих влиться в ряды волонтеров становится все больше, и это не только молодежь. В добровольцы идут педагоги, работники культуры, спортсмены, медработники, священники, сотрудники промышленных предприятий, предприниматели. Но люди, которым требуется помощь, пока не умеют ее принимать и лишь учатся это делать. В результате на наших глазах формируется новая, более цивилизованная культура взаимоотношений.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Непростой выбор
Петербург и до пандемии славился большим количеством волонтерских организаций, а сейчас их число постоянно растет. Предложения о помощи звучат со всех сторон. Добровольцы не только покупают еду для тех, кто находится в самоизоляции, но и собирают продуктовые наборы для многодетных семей. Профессиональные юристы и психологи проводят с людьми бесплатные консультации и беседы. Аниматоры, перевоплощаясь в сказочных персонажей, играют с детьми онлайн и рассказывают им по телефону сказки. Для учеников и их родителей, которые были вынуждены перейти на дистанционное обучение, создан проект, участники которого - студенты колледжей и вузов - безвозмездно помогают готовиться к выпускным экзаменам, проверяют домашние работы и отвечают на вопросы по разным предметам. Кроме того, волонтеры содействуют в решении многих бытовых вопросов. Они кормят оставленных на дачных участках кошек, приобретают и доставляют саженцы и семена, рубят дрова.
С одной стороны, такое многообразие благих дел радует, с другой - здесь не так просто определиться и сделать выбор.
Здесь стоит ориентироваться на петербургский Центр городских волонтеров, который является структурой городского комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. В свое время этот центр был организован на основе крупнейшего общественного добровольческого движения в Северо-Западном регионе «Добровольцы Петербурга».
«Действительно, волонтерских организаций в городе много, поэтому мы стремимся объединить их в единую базу, - говорит руководитель Центра городских волонтеров СПб Георгий Борисов. - Конечно, есть сообщества, которые предпочитают работать самостоятельно. Но мы стараемся до них донести, что единая аккредитация необходима, прежде всего с точки зрения безопасности добровольцев, а также безопасности и удобства людей, которым они помогают. Тем более что мы предоставляем все необходимые для работы сервисы и ресурсы, проводим образовательные мероприятия и мониторинг. На базе центра организован Штаб городских волонтеров для помощи людям в условиях пандемии, действует колл-центр. Наши волонтеры полностью оснащены всем необходимым для своей работы. Кроме того, нам оказывает централизованную помощь бизнес-сообщество. Предприятия передают средства защиты, воду, сладости, бесплатные карты на бензин для автоволонтеров. Понимая это, многие организации, которые работали и раньше, сами приходят к нам аккредитоваться. Например, так поступили мотоциклисты петербургского байкерского клуба «Ночные волки». Они получили аккредитации и средства индивидуальной защиты, после чего сразу же включились в работу».
Не обходится, понятно, и без накладок. К примеру, среди желающих пополнить армию волонтеров есть и недовольные. Они жалуются на то, что стать добровольцем им «не дают бюрократические препоны». Мол, оставляем заявки на разрекламированном сайте «мывместе2020.рф», но ответа приходится ждать долго.
«Федеральный сайт, через который происходит набор и регистрация волонтеров, это большая система, - объясняет Георгий Борисов. - Она не может работать мгновенно, так как каждого кандидата необходимо проверить, в том числе с точки зрения безопасности. Кроме того, человек, который намерен работать с людьми, должен пройти в онлайн-формате обучающие курсы. Процедура регистрации и аккредитации занимает не один день - это надо понимать и запастись терпением. Тем более что это качество необходимо в волонтерской работе».
Осторожно: мошенники!
После проверки кандидатов в добровольцы людей, которым отказывают в аккредитации, набирается не больше 0,5%. Остальные успешно вливаются в ряды волонтеров. Но, к сожалению, параллельно с ними под видом добровольцев к людям приходят и мошенники, которые сейчас резко активизировались.
Они предлагают купить набор продуктов или лекарства, оформить «недельную подписку» на ежедневный вынос мусора. Только вот свои «добрые» услуги лжеволонтеры обещают выполнить исключительно по предоплате. Они просят перечислить деньги за товары и услуги на их банковскую карту, после чего исчезают.
«Волонтер никогда не будет просить вас отдать или перевести деньги до того, как доставил продукты или лекарства, - предупреждает Борисов. - Вы расплачиваетесь за покупки только по чеку, который вам принес волонтер. И, конечно, добровольцы никогда не попросят вашу банковскую карточку и тем более ее код».
У настоящих волонтеров нет такого понятия, как «дополнительные платные услуги». А еще они не заходят в квартиру, а отдают пакеты на лестничной площадке. Кроме форменной одежды у добровольца должен быть именной бейдж с фотографией, индивидуальным номером и печатью, а также паспорт. При необходимости личность волонтера можно проверить по телефону «горячей линии».
И, разумеется, волонтеры не приходят сами по себе. Если вы, ваши родственники или соседи не подавали заявку, то, скорее всего, перед вами мошенник.
Спасибо, чая не надо
Случаев заражения волонтеров пока, к счастью, зафиксировано не было.
«Дело в том, что алгоритм работы наших добровольцев выстроен таким образом, что они не контактируют с больными людьми, с остальными соблюдают дистанцию, - подтверждает глава Штаба городских волонтеров. - Кроме того, добровольцы обеспечены средствами индивидуальной защиты и дезинфекции. Их рабочий день начинается с измерения температуры и заполнения электронного журнала здоровья. Если выявляются признаки ОРВИ, то волонтер к работе не допускается и немедленно вызывает врача».
Как правило, добровольцы состоят в специальных чатах, где распределяются заявки. Плана на выполнение обязательного количества заявок не существует, но, по негласным правилам, даже за единственный отработанный вызов волонтер получает благодарность.
Что же касается работы в «поле», то большинство людей кроме «спасибо» пытаются напоить волонтеров чаем, угостить чем-нибудь вкусным. Однако добровольцы, даже если это десятый вызов и они действительно устали, не имеют права заходить в квартиры. Принимать благодарность в виде конфет, прочих сладостей и сувениров тоже запрещено. Некоторые бабушки и дедушки идут даже на хитрость - прячут конфеты в конверты с деньгами за приобретенные товары, бросают пакетики с шоколадкой на пол к ногам волонтеров, быстро закрывают двери, а потом довольные машут и улыбаются из своих окон.
Однако есть и такие заказчики, которые отказываются отдавать за доставленные продукты деньги, в грубой форме приказывают сбегать за красной икрой и вином, а услышав, что волонтеры не доставляют алкоголь и табачные изделия, ведут себя агрессивно.
«Изначально мы планировали доставку стандартных продуктовых наборов. При этом у волонтеров нет жесткого регламента, который бы ограничивал заказ (за исключением алкоголя и табака), - рассказывает Георгий Борисов. - Но некоторые люди воспринимают добровольцев как бесплатную службу доставки и, к примеру, просят хрупкую девушку купить и принести мешок картошки».
Сложные вопросы решаются в рабочем порядке. Если возникает нештатная ситуация, волонтеры тут же связываются с центром. Затем информация отрабатывается с соответствующими городскими службами, а в волонтерской среде формируются негласные «черные списки» неадекватных заявителей.
Но все-таки большинство заявок поступает от людей, которые действительно нуждаются в помощи. Волонтеры берут на заметку заявителей, находящихся в сложном положении. Они стараются по максимуму решить их проблему, порой выходя за рамки заявки, после чего передают данные о таких людях в городские социальные службы. К примеру, волонтеры, узнав, что одинокая пенсионерка с Васильевского острова спит на полу, так как ее кровать сломалась, кинули клич о поиске раскладушки, в результате бабушке привезли новую кровать с матрасом.
Умение принять помощь
Напомним, что сегодня стать волонтером может каждый желающий житель нашего города в возрасте от 18 до 50 лет с отсутствием хронических заболеваний. Кроме того, для людей старше 16 лет есть онлайн-волонтерство. Чтобы попасть в ряды добровольцев, достаточно оставить заявку на сайте «мывместе2020.рф» (телефон «горячей линии» 8-800-200-34-11). С помощью этого же ресурса можно оставить заявку о помощи.
Только вот петербуржцы, как и остальные россияне, не привыкли и не умеют получать помощь. Согласно данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, почти половина россиян (49%) считают, что в нашей стране волонтерство, которое бы помогало решать проблемы, связанные с коронавирусом, пока развито недостаточно. По мнению большинства опрошенных (62%), поддержку россияне ощущают со стороны своих родных и близких. Именно на них, а также на коллег (48%) и соседей (43%) респонденты привыкли полагаться в первую очередь. На помощь от госучреждений рассчитывают 30%. От общественных организаций и благотворительных фондов ее ждут всего 15%.
Основная причина этого - люди просто не знают о существовании волонтерских программ и не понимают, как их помощью воспользоваться. Сейчас коммуникации приходится выстраивать на ходу. Но, возможно, сложившаяся ситуация с пандемией будет поворотной для развития добровольческих движений и волонтерство станет естественным и необходимым явлением.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (6685) от 25.05.2020 под заголовком «Добро и его команда».
Комментарии