Дана команда ФАС. Истории нерадивых участников открытых торгов

Проведение торгов в бюджетной сфере становится вроде бы прозрачнее, но махинации вокруг конкурсных процедур по-прежнему не редкость. Чаще всего участники рынка в Петербурге прибегают к картельному сговору, чтобы нагреть руки при закупке лекарственных препаратов и продуктов питания, в строительной и дорожно-строительной отраслях. Доказать такие ухищрения непросто, но антимонопольщикам это удается. И нынешний год в этом отношении особенно примечателен, говорят сотрудники Санкт-Петербургского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России.

Дана команда ФАС. Истории нерадивых участников открытых торгов | Иллюстрация Brian-A/shutterstock.com

Иллюстрация Brian-A/shutterstock.com

Большим разнообразием действия нечистых на руку дельцов не отличаются. Основных способов получить куш, участвуя в открытых торгах, у них два, поясняет Вячеслав Тукаев, заместитель руководителя петербургского УФАС.

В первом случае две-три компании создают группу, объединенную общим интересом. При этом одна из них, снизив цену товара или услуги, побеждает на торгах, а потом, «забыв» представить весь пакет документов, уходит, освобождая место для подельников, указавших другие ценовые параметры. А предприятия, способные сделать ту же работу дешевле и качественнее, остаются с носом.

Другая классическая схема используется тоже нередко. Это ситуация, когда цену госконтракта, которая оказывается в два-три раза выше среднерыночной (она-то и фигурирует потом на торгах) для заказчика, определяют компании, разрабатывающие якобы наилучшие коммерческие предложения. Но и в этом случае бюджетной копилке наносится огромный урон.

Общая сумма штрафов за сговор на торгах с начала нынешнего года составила в Петербурге 203,4 млн рублей.

Совокупная же выручка «комбинаторов» в тех сегментах рынка, где были выявлены такие нарушения, превысила 1,2 млн рублей. А в масштабах страны убытки государства из-за «нечистых» закупок для школ, детсадов, больниц и т. д. оцениваются, по мнению экспертов, в сотни миллиардов.

Поймать за руку картельных сообщников, как правило, сложно, а выявить коррупционную составляющую еще труднее. И все же переломить ситуацию, похоже, удастся. Особенно после того, как в прошлом году вышел президентский указ о развитии в России конкуренции.

За первые шесть месяцев текущего года петербургское УФАС возбудило 16 подобных дел, шесть из которых пока находятся на рассмотрении, а по остальным доказательная база оказалась исчерпывающей. Тогда как за весь 2017 год антимонопольщики возбудили в северной столице дюжину «картельных» дел (по четырем из них удалось подтвердить нарушения).

В Петербурге было проведено в этом году 28 рейдов УФАС (девять из них вместе с «силовиками»), благодаря которым всплыли, в частности, два случая картельных сговоров при поставках продуктов питания в больницы и школы города. Добиваясь неотвратимости наказания, антимонопольщики стали плотнее взаимодействовать с налоговиками, таможенниками, правоохранительными органами, а также с такими структурами, как Центробанк и Росстандарт (не говоря уже о комитетах Смольного, отвечающих за развитие реального сектора экономики).

И предприниматели сразу уловили этот ветер перемен: за первое полугодие с заявлениями об участии в таких соглашениях обратились в УФАС представители 24 петербургских компаний. А в прошлом году было отмечено лишь девять фактов явки с повинной.

Резон покаяться в грехах, конечно, имеется: нарушители при этом либо вовсе освобождаются от ответственности, возместив убытки казне, либо могут отделаться незначительным наказанием. Ведь некоторые предприниматели мешают свободной конкуренции из-за юридической неграмотности, полагает Кристина Иващенко, начальник отдела финансовых рынков и торговли Санкт-Петербургского УФАС.

При этом, уклоняясь от предоставления в УФАС документов, можно нарваться на внушительный - 250 тыс. рублей - штраф (нескольким питерских компаниям пришлось в 2018 году такие суммы выплатить). А за особо серьезные нарушения предусмотрена уголовная ответственность.

Между тем уловки нарушителей становятся все изощреннее, а прямые контакты в эпоху цифровой экономики уходят в прошлое. Все чаще картельная сделка сегодня оказывается результатом торгов на электронной площадке, где действует программное обеспечение, так называемые аукционные роботы. Следы незаконного сговора обнаружить при этом можно, а вот выяснить, кто за ним стоит, достаточно трудно.

Тем не менее тенденция утешительная. Если раньше антимонопольщики обрушивались с проверками после жалоб со стороны участников торгов, изучая обстоятельства конкретного дела, то теперь отдельные неполадки оказываются поводом для тотального мониторинга всего сектора рынка. А это приносит свои плоды.

Одно плохо: много лет законодатели и представители власти говорят о необходимости публиковать черный список махинаторов, но до дела так и не дошло. Хотя выплатить штраф поклонникам «золотого тельца» выгоднее, чем попасть в такой список: пятно на корпоративной репутации оборачивается большими убытками.

#ФАС #торги #финансы #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6252) от 22.08.2018 под заголовком «Дана команда ФАС».


Комментарии