Что представляет собой сегодня район на Васильевском острове, известный как Смоленское поле
Смоленское поле — не самое известное в нашем городе название. Многие, услышав его, наверное, спросят: «А где это?», хотя сами, безусловно, не раз бывали на Васильевском острове в ДК Кирова и его окрестностях. Наш эксперт, историк архитектуры и руководитель инициативной группы «Музей Старого Петербурга — Музей архитектуры» Александр КРЕЧМЕР, напоминает, насколько велика на Смоленском поле концентрация интересных и значимых для города объектов: помимо самого Дворца культуры это Геологический комитет, Всероссийский (а прежде — Всесоюзный) алюминиево-магниевый институт (ВАМИ), трамвайный парк с Музеем горэлектротранспорта, средняя художественная школа, плавательный бассейн ВМФ (ныне СКА) и многие другие.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Александр Викторович, есть ли четкие границы Смоленского поля?
— Как ни удивительно, но они существуют. Смоленское поле ограничено 19‑й линией, Большим проспектом, Детской улицей и Малым проспектом…
Это тот случай, когда историческая функция, заложенная два века назад, стала определяющей для развития места и продолжается и сегодня. В XVIII веке это была отдаленная территория, здесь, на заболоченном поле, пасли скот. И только в начале XIX века появилась застройка — госпиталь Финляндского полка, сохранившийся до наших дней. В советское время в этом здании помещался Дом культуры Балтийского завода имени Орджоникидзе, ныне в нем — Дом молодежи). Госпиталь занимал пространство от Большого проспекта до Среднего. Различные службы, сараи, даже огороды…
С тех пор, пожалуй, и началась социальная функция Смоленского поля. Связано это было с тем, что рядом, с одной стороны, — промышленный район, именуемый Чекушами, а с другой — густонаселенные жилые районы. Самым простым решением было бы застроить поле жильем или предприятиями. Но нет, было выбрано совсем иное решение: его заполнили социальными объектами, которых здесь не хватало. В конце XIX века тут появился очаг культуры — Василеостровский театр для рабочих.
— Так, значит, в советское время место для Дворца культуры было выбрано не случайно: трудящиеся протоптали сюда дорогу еще раньше?
— Да, социалистический культурный гигант в каком‑то смысле заменил собой прежний деревянный театр…
Но еще прежде, чем театр, на Смоленском поле появилась Покровская больница. Это был огромный социальный городок, где кроме лечебных корпусов были приюты и учебные мастерские. Основательницей была великая княгиня Александра Петровна, старшая дочь принца Петра Георгиевича Ольденбургского и супруга великого князя Николая Николаевича-старшего. Недаром Детская улица, служившая границей Смоленского поля, называлась Княгининской — в память об Александре Петровне.
В советское время больница носила имя Ленина. Напротив, на Большом проспекте, — мемориальный адрес, связанный с Владимиром Ильичом. Сегодня же нельзя не обратить внимание на сочетание двух эпох: возле исторического здания больницы стоит памятник вождю, а на фасаде, буквально в нескольких метрах от его скульптуры, — мемориальная доска, посвященная великой княгине Александре Петровне и Покровской общине сестер милосердия.
— Может быть, так и должно быть, история ведь многолика?..
— В каком‑то смысле это символ преемственности и развития. Строительство социальных объектов приводит к расцвету района в начале ХХ века. И знаком этого может служить жилой дом, построенный архитектором Александром Барановским, — яркое произведение эпохи модерна. Великолепная майолика, лепка, отделка из гранита…
И это тоже был социальный объект: дом возвели по заказу Общества пособия бедным женщинам. Его современный адрес: Детская улица, 15, корпус 2, но находится здание не на самой улице, а на проезде, расположенном перпендикулярно к ней. Дом напоминает о неосуществленном проекте прокладки улицы через Смоленское поле, здесь даже сохранилась брусчатая мостовая, которой наверняка не меньше ста лет. Этот дом должен был стать началом жилого квартала, осуществлению планов помешала Первая мировая война.
— Но в советское время социальная линия развития района получила новый импульс.
— Совершенно верно. В центре Смоленского поля возвели «социалистический дворец». Конкурсный проект был составлен архитекторами Ноем Троцким и Соломоном Козаком в 1930 году.
Увы, задуманное ими не было осуществлено полностью. В глухих нишах фасада здания планировалось разместить барельефы, посвященные социалистическому строительству. Не были построены Большой театральный зал и западное крыло, соединяющее его с основным корпусом. Неосуществленный проект театрального зала на четыре тысячи мест стал прототипом для БКЗ «Октябрьский», введенного в строй гораздо позже, в 1967 году, и уже не на Васильевском острове.
Однако и в недостроенном виде Дворец культуры Кирова стал самым большим в Ленинграде. Это было место притяжения молодежи, поскольку Мраморный зал площадью полторы тысячи квадратных метров был самым большим танцевальным пространством в городе!
Увы, на исходе советской эпохи и в последующее время судьба ДК складывалась не очень удачно. Огромный театральный зал пострадал от пожара и так и не был восстановлен. Кинозал уже в постсоветское время лишился крыши и тоже превратился в полуруины. Теперь его приспособили под летний амфитеатр, но едва ли это самый лучший вариант консервации объекта культурного наследия.
— Тем не менее сегодня жизнь в ДК продолжается. Проходят фестивали, выставки, концерты, даже открылся коворкинг для молодежи, где все абсолютно бесплатно: фотостудии, переговорные помещения, лекторий…
— Все это, без всякого сомнения, замечательно. Однако меня, как историка архитектуры, беспокоит то, что окружение ДК Кирова за последние десятилетия оказалось нарушенным. Он ведь должен был замыкать собой огромную площадь, а после войны на Большом проспекте даже построили два монументальных жилых здания, которые фактически стали пропилеями к этой площади.
Чтобы пространство площади можно было использовать в любую погоду, на ней в конце 1960‑х годов построили два выставочных павильона. В одном из них впоследствии находилась постоянная экспозиция, посвященная достижениям ленинградской промышленности, а затем — фондовая биржа. Во втором павильоне устроили детские аттракционы. В начале XXI века павильоны разобрали, на их месте появились высотные здания, и таким образом был упущен реальный шанс сохранить облик площади.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Конечно, все меняется. Мне, например, до сих пор очень обидно, что не удалось отстоять от сноса манеж Финляндского полка на углу Большого проспекта и 20‑й линии. Здание было двойным памятником — воинской славы и блокады, ведь во время нее там работал хлебозавод. Теперь это место заняли элитные жилые дома, строительство уже подходит к концу. Со стороны 20‑й линии выросло девятиэтажное здание, которое, увы, вторгается в исторические панорамы. На его фоне теперь теряется даже расположенная рядом изящная пожарная башня…
Впрочем, несмотря ни на что, Смоленское поле остается дорогим для меня местом, связанным в том числе и с историей моей семьи. Ведь именно здесь, во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте, работали мои родители, ветераны труда. Мама, Зоя Яковлевна, была инженером, отец, Виктор Иванович, почетный металлург СССР, был кварцедувом, в 1981 году его наградили орденом «Знак Почета». И хорошо помню, как от здания института летом меня отправляли в пионерский лагерь «Меридиан» в Рощине.
МНЕНИЯ
Александра РЫТХЭУ, создатель культурного пространства, внучка писателя Юрия Рытхэу:
— Почти десять лет я прожила в доме прямо напротив ДК Кирова. Здесь особенное ощущение свободы духа, да иначе и быть не может вблизи залива, ведь именно на него выходили окна моей квартиры… Первыми моими гостями по утрам были огромные морские чайки, они бесцеремонно стучали клювом в окно, выпрашивая еду. Каждую весну я наблюдала одну и ту же картину: на крыше расположенной рядом Покровской больницы пернатые соседи вначале выращивали, а после учили летать своих птенцов…
В нашем районе каждый найдет себе что‑то свое. Прогулки и утренние тренировки в «Васькином саду», культурно-досуговая программа в ДК Кирова, «Севкабель», а для души можно заглянуть в часовню Ксении Петербургской.
Александр СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ, председатель правления общества потомков П. П. Семенова-Тян-Шанского:
— Сквер на Среднем проспекте в районе Смоленского поля уже несколько лет носит имя путешественника-исследователя, видного ученого-энциклопедиста шести специальностей, государственного и общественного деятеля Петра Семенова-Тян-Шанского. На Васильевском острове находятся два заведения, почетным членом которых был Петр Петрович: Академия наук и Академия художеств. Кроме того, он прожил больше полувека в доме № 39 на 8‑й линии, где и ныне живут его потомки, был многолетним председателем благотворительного общества в приходе Андреевского собора. Поскольку безымянных улиц и проспектов на Васильевском острове не оказалось, потомки ученого согласились на присвоение его имени скверу на Среднем проспекте. Предстоит обустройство этой зеленой зоны, что особенно актуально в связи с предстоящим в 2027 году 200‑летием со дня рождения Семенова-Тян-Шанского.
Александр ПЛЮЩ, директор — художественный руководитель клоун-мим-театра «Мимигранты»:
— Наш коллектив пять лет назад переехал с Рижского проспекта в ДК Кирова. Конечно, было нелегко покидать прежнюю площадку, где мы находились два десятилетия, но новое место мы тоже очень полюбили. Здесь уютно и спокойно, нет суеты, как в центре города. Хотя ритм жизни немного изменится, наверное, когда скоро рядом откроется станция метро «Горный институт». В ДК Кирова довлеет атмосфера конструктивизма, заданная архитектурой этого здания, но мы стараемся внести сюда дух современного Петербурга. Планируем расширяться, поскольку зал у нас небольшой, всего на 50 зрителей — на Рижском проспекте был такой же. Возможно, мы переедем в знаменитый Мраморный зал, который будет приспособлен под театральное пространство. Из ближайших наших планов — возродить в ДК Кирова новогодние елки.
Читайте также:
Старинному парку «Екатерингоф» придумали технологию омоложения
Башня у Екатерингофского моста. Гранитный павильон Гутуевского острова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7765) от 08.10.2024 под заголовком «Гигант на поле культуры».
Комментарии