Что потеряно во времени. Открылась фотовыставка утраченных адресов Петербурга

Выставок архивных фотографий, подобных той, что на днях открылась в особняке Румянцева (Галерная улица, 45), за последние годы было много. Но строительный бум продолжается. Поэтому по-прежнему актуален проект под драматическим названием «Город, потерянный во времени. Утраченные адреса Петербурга».

Что потеряно во времени. Открылась фотовыставка утраченных адресов Петербурга | Окружной суд в начале ХХ века. На этом месте давно стоит Большой дом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Окружной суд в начале ХХ века. На этом месте давно стоит Большой дом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Более 200 фотографий и рисунков из собрания Музея истории Петербурга показывают потери. Они необязательно связаны с советским временем. Например, Гостиный двор на Биржевой линии, построенный Доменико Трезини и переделанный Карлом Росси, снесли в начале ХХ века для строительства Библиотеки Академии наук. Все банки и другие постройки, которые появились тогда на Невском проспекте, также возникли не на пустом месте.

Но главный урон был нанесен после 1917 года, особенно церквям. Их погибло более 150. Наверное, самая известная жертва - Спас-на-Сенной. Об этом много сказано и опубликовано. Сейчас важно понять, что можно воссоздать. Выставка, где использованы компьютерные совмещения старых и современных фотографий, позволяет это сделать.

В частности, на месте чахлого сквера на площади Тургенева можно восстановить Покровскую церковь. Она была построена в начале XIX века по проекту Ивана Старова и разрушена ровно 85 лет назад. Градостроительная ситуация там похожа на ту, что сложилась на 6-й Советской (Рождественской) улице, где завершается воссоздание Рождественской церкви.

Впрочем, в большинстве случаев, как с Греческой церковью на Лиговском проспекте и с Троицким собором на одноименной площади, это невозможно. Как и заняты места, где находились гражданские постройки - Окружной суд на Литейном проспекте, Ново-Александровский рынок на Садовой улице, Музей Николая Пирогова на одноименной набережной...

Музей не отказался от своего фирменного «блюда» - показа архитектурных деталей разных эпох. Отдадим должное фасадной маске, сделанной по эскизу Растрелли, воронихинскому «Сатиру», «Наяде» Феодосия Щедрина. Но приметы советского времени интереснее. Эмалированная табличка «Уборной здесь нет» украшала дом № 51 по улице Петра Лаврова. В той же технике выполнена композиция «За чистоту лестницы...», дальше следовало краской вписать фамилию ответственного. Раритетом является довоенная табличка из жести «Защитник по уголовным и гражданским делам Александр Борисович Комаров».

На импровизированном фасаде вывешены три таблички 1950 - 1980-х годов с номерами домов. Каждая отражает эстетику, дух, настроения своего времени. «Домик» с лампочкой и белым блином с номером, круглый белый знак в коричневой «оправе», брутальный прямоугольник с буквами, набитыми по трафарету. Нынешние синие «номерные знаки», похожие на парижские, этого настроения начисто лишены.

Выставку дополняет серия графики художника Ивана Нератова, созданная в начале 1980-х годов. На ней изображены кованные въездные ворота домов в историческом Петербурге. Большинство из них уже не найдешь.

#история города #фотография #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6590) от 17.12.2019 под заголовком «Что потеряно во времени».


Комментарии