Серебряный и красный Наппельбаум. Работы знаменитого фотографа можно увидеть в Петербурге

В КGallery (наб. р. Фонтанки, 24) продолжает работу выставка Моисея Наппельбаума, посвященная 150-летию самого знаменитого фотографа Серебряного века и Страны Советов.

Серебряный и красный Наппельбаум. Работы знаменитого фотографа можно увидеть в Петербурге | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Словно поговорил с интересным человеком, - поделился мнением один из посетителей выставки.

А поговорить есть о чем. Моисей Наппельбаум, мальчик из бедной семьи, родившийся в еврейском местечке, сумел покорить Петербург и за несколько лет снять всех, кто что-либо значил в русской культуре на рубеже XIX и XX веков - сломе двух исторических эпох. Создать портретную галерею поэтов, художников и артистов Серебряного века - увековечить, так сказать, серебро на серебре, ведь в основе фотопроцессов тогда лежали соли именно этого благородного металла. «Неизъяснимыми чарами всегда манило меня лицо человека», - признавался он.

А еще можно поговорить о том, что Наппельбаум был хорошим психологом, читающим лица. Между ним и моделью возникали таинственные связи, химия (или алхимия?) отношений. Его снимки правомерно сравнивают с высоким искусством - портретами Рембрандта и Ван Дейка, Репина и Сурикова.

На лекции, посвященной мастеру, главный фотограф Эрмитажа Юрий Молодковец провел параллели между знаменитым наппельбаумовским портретом Анны Ахматовой в профиль и камеей Гонзаго.

«Получился портрет-камея», - писал фотограф в своей книге «От ремесла к искусству», замечая, что сама модель всякий раз подсказывает прием для ее изображения.

Трагическим получился портрет Сергея Есенина, словно фотограф «прочитал» предначертанную поэту близкую смерть. Моисей Наппельбаум вспоминает, что Есенин отказался снять шубу, отказался сесть в кресло.

«Теперь я благодарен за проявленную им в тот момент строптивость. Это помогло мне увидеть его глубже - иначе, чем это было общепринято. Широко распространены портреты Есенина, акцентирующие его «херувимную» миловидность, детскую прозрачность взора. Я увидел перед собой другого Есенина, - пишет портретист. - Я не стал искать «красивости», я постарался сохранить правду в портрете: несколько отекшее лицо, понурый взгляд, поникшая голова, увядающий сноп волос...»

Наппельбауму пришлось вскоре сделать еще один снимок поэта - его вызвали в «Англетер», чтобы запечатлеть Есенина на смертном одре. Это историческое фото тоже есть на выставке.

Однако Наппельбаум не был только певцом Серебряного века с его декадентской утонченностью. В отличие от многих своих моделей, для которых революция стала катастрофой, он легко вписался в советскую эпоху. Первая персональная выставка Наппельбаума состоялась в Петрограде уже в 1918 году.

Именно ему поручили сделать портрет Ленина. И этот «добрый дедушка» с прищуром публиковался потом долгие-долгие годы.

Наппельбауму в 1935 году присвоили звание заслуженного артиста РСФСР - за достижения в фотоискусстве.

Человек, снимавший Блока и Гумилева, Ахматову и Глебову-Судейкину, с тем же интересом к «чарам человеческого лица» фотографировал не только Ленина, но и Сталина, Молотова.

Как бы пафосно это ни звучало, но действительно в фотографиях Наппельбаума - история страны первой половины двадцатого века.

Посмотреть в глаза эпохе можно до 10 января.

#фотография #искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6589) от 16.12.2019 под заголовком «Серебряный и красный Наппельбаум».


Комментарии