Фотографии Петербурга XIX века представили на выставке
В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась просветительская выставка «Петербург в фотографии XIX века», которая завершает мероприятия, посвященные 180-летию со дня изобретения фотографии. Более 150 оригинальных отпечатков и выставочных копий показывают, как выглядела столица России около 150 лет назад.

«Медный всадник». Ателье «Братья Де Жон», 1880 - 1890-е гг. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Среди авторов главное место занимает Альфред Лоренс. Почти 20 лет назад с приобретения его альбома «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей» 1874 года началась история коллекции РОСФОТО. Среди снимков - «Амур и Психея». Знаменитая скульптурная композиция в Летнем саду запечатлена на фоне совершенно пустынного Марсова поля.
Другому известному фотографу Альберту Фелишу принадлежит снимок «Гавань Васильевского острова». Тогда это была нынешняя набережная Лейтенанта Шмидта с многочисленными грузовыми причалами.
Недавно центр приобрел и начал вводить в научный оборот альбом фотографий Петербурга, сделанный в ателье «Братья Де Жон». Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Игорь Лебедев, сотрудник РОСФОТО, историк фотографии, в 1880 - 1890-е годы начался поворот от съемок архитектуры, хотя и совершенной, но безлюдной, к созданию жанровых снимков с обязательным присутствием на них людей. И дело не в том, что сократившееся время экспозиции это позволяло. Обитатели городского пространства стали всем интересны. В объектив «дежоновской» фотокамеры попадает Невский проспект с каретами, конками и разносчиками товаров. У пьедестала клодтовского коня на Аничковом мосту расположились два сердитых господина. К памятнику Николаю I на Исаакиевской площади, охраняемому статным часовым, пришли два подростка-гимназиста.
На снимке неизвестного автора изображена другая часть той же Исаакиевской площади, где бригада дворников в фартуках готовится приступить к исполнению своих прямых служебных обязанностей.
РОСФОТО подготовило на плазменном экране виртуальную экскурсию по Большой Морской улице, где в разные годы XIX века работали девятнадцать фотоателье. Например, в доме № 5 - «Рейссерт и Флиге»; в доме № 10 - «Бернард и Ко» (оно было открыто в 1857 году и стало одним из первых на этой улице). Через 10 лет в доме № 39 открылось заведение «Фотография и живопись художника Егора Берестова». Сейчас на этом месте находится гостиница «Астория», построенная в 1911 - 1912 годах.
Интерактивная инсталляция позволит посетителям выставки побывать «внутри» старинного фотоаппарата, создать студийный портрет на фоне Дворцовой площади, пейзажного парка или грубо покрашенной стенки советской коммуналки, рассмотреть стереофотографии с помощью современного аналога ручного старинного прибора.
Выставка продлится по 26 января 2020 года и будет сопровождаться лекционной программой.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6588) от 13.12.2019 под заголовком «Старая фотография с человеческим лицом».
Материалы рубрики
В Петербурге открылась выставка, посвященная инженерным войскам
Под Колпино петербуржец встретил серых куропаток
В Сети появились фото покрытой изморозью верхушки «Лахта Центра»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии