Чтение против вируса. Как книжные магазины выживают в условиях пандемии

Недавно сразу несколько объединений книгоиздателей и книготорговцев обратились к правительству с просьбами снизить для них размеры налогов и ставки по кредитам, уменьшить арендную плату и стоимость пересылки книг по почте... Пока в высоких кабинетах рассматриваются эти послания, «Санкт-Петербургские ведомости» поинтересовались у владельцев книжных магазинов, как они борются с пандемией.

Чтение против вируса. Как книжные магазины выживают в условиях пандемии | Иллюстрация Thinglass/shutterstock.com

Иллюстрация Thinglass/shutterstock.com

Естественный способ - торговля через Интернет. Как рассказала Мария Зимина, сооснователь и директор магазина-клуба детской книги «Чудетство», до вируса этот формат не использовался: детскому магазину трудно конкурировать с крупными сетями как по ценам, так и по ассортименту. Кроме того, клуб предполагает живое общение, консультации для посетителей. Поэтому в самом начале карантина магазин придумал «книжную помощь». По звонку, узнав о возрасте и предпочтениях ребенка, продавцы выезжали к нему на дом с подборкой книг, чтобы вместе с родителями он смог выбрать. Соблюдались все санитарные меры предосторожности. Но потом пришлось запустить интернет-торговлю.

По словам Константина Шавловского, совладельца магазина «Порядок слов», в дополнение к торговле онлайн в виртуальном пространстве размещены записи встреч, проходивших в магазине, начал работу онлайн-лекторий. Помимо этого «Порядок слов» стал продавать пдф-версии редких книг - как своего небольшого издательства, так и издательств-партнеров. В основном это касается книг, тиражи которых распроданы, многие из них являются библиографической редкостью.

Дает ли интернет-торговля финансовый эффект? Наши собеседники оценивают его сдержанно. По оценке Михаила Иванова, совладельца магазина «Подписные издания», до карантина интернет-магазин приносил примерно 10 процентов от общего оборота. Сейчас выручки на сайте увеличились примерно в 2 - 2,5 раза, но о заметном экономическом эффекте говорить не стоит. Все, что сейчас происходит, можно назвать взаимной психологической поддержкой. Постоянные покупатели поддерживают магазин своими заказами и добрым словом, книготорговцы читателей - контентом. Они продолжают привозить новинки, которые героически выпускают издательства.

Менее оптимистичен Шавловский: «Допустим, оборот интернет-магазина удвоился и составляет вместо пяти десять или даже пятнадцать процентов от ежемесячного оборота. Но остальные 85% - это падение. Такая ситуация на рынке - повсеместная».

С ним согласна Зимина: «Эти продажи, конечно, очень условные, больше поддерживают настроение у нас, у наших почитателей, подогревают интерес к проекту. Так мы напоминаем о себе, о том, что не сдаемся, не грустим, что готовы поддержать людей в изоляции «книжно».

Неизбежен в нынешней ситуации разговор о том, какая помощь государства необходима книжным магазинам. По мнению Иванова, книгопродавцы долгие годы исправно платили налоги в бюджет страны именно для того, чтобы в такой сложный момент могли рассчитывать на государственную поддержку. Чтобы выбраться из сложившейся ситуации с минимальными потерями, необходимы в числе прочего отмена НДС, льготные условия аренды, беспроцентные кредиты на издание книг, субсидии... Совладелец «Подписных изданий» убежден: поддержка нужна сейчас, ведь пока книжным магазинам предлагают только отсрочку по налогам. А откуда все возьмут деньги, чтобы заплатить налоги даже после отсрочки, - непонятно.

Зимина добавляет, что помещения с льготной арендной ставкой нужны, но не на окраинах, а в центре города. Свободные помещения есть. Очень бы пригодилась социальная реклама, чтобы люди знали: детские книги существуют, литературный процесс не остановился на Агнии Барто и Самуиле Маршаке. Тем более что, скорее всего, освободятся места, прежде занимаемые коммерческой рекламой.

После публикации упомянутых обращений в профессиональной среде возникла дискуссия. Например, можно ли считать книгу товаром первой необходимости? По сути, разговор идет о том, считает ли наше общество и государство социально значимой деятельностью все, что связано с книгой: от подготовки рукописи к печати до продажи готового экземпляра читателю. Судя по материалам дискуссии, ответа на этот «проклятый» вопрос нет. А пандемия его максимально заострила.

Если ответ будет положительным, то можно ждать перемен. По «городам и весям» станет нормой адресная помощь тем, кто создает книги. На пользу им, а следовательно, и всем читателям, заработают новые «льготные» статьи в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства...». Они ввели в юридическое поле понятие «социальное предпринимательство» и действуют с лета 2019 года.

Пандемия рано или поздно закончится. Изменится ли интерес к чтению после вируса? Зимина считает, что увеличится посещаемость библиотек, так как у большинства людей, которые книги читают и читают детям, просто не останется денег на покупку книг. Шавловский полагает, что интерес к чтению не изменится. Но, пока эпидемиологическая угроза не исчезнет полностью, книжные магазины не смогут вернуться в привычный ритм работы, даже если им разрешено будет открыться.

Иванов осторожно предполагает: «После длительного нахождения дома кто-то как раз откроет для себя чтение. Как способ уйти от реальности или, наоборот, как возможность изучить все то, что происходит».

#книги #чтение #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6681) от 19.05.2020 под заголовком «Книга против заразы».


Комментарии