ЧМ-2018 сделал Петербург еще более привлекательным для туристов из других стран

Вчера в Петербурге открылась 23-я сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации при ООН. Говорилось на этом форуме и о влиянии крупных международных событий на развитие туризма. Таких, как чемпионат мира по футболу-2018, который проходил и в нашем городе. Мундиаль помог сделать Петербург еще более привлекательным для туристов. Об этом говорят и предварительные итоги летнего въездного сезона: хотя в количественном отношении в северной столице по-прежнему нет равных гостям из Поднебесной, по темпам роста потока туристов в нынешнем году китайцев обошли граждане стран, участвовавших в ЧМ-2018 по футболу.

ЧМ-2018 сделал Петербург еще более привлекательным для туристов из других стран | Фото Дмитрия Соколова

Фото Дмитрия Соколова

Общая картина на въезде в Россию радует: по данным Пограничной службы ФСБ РФ, в первом полугодии 2019 года из других государств с целью туризма в нашу страну совершено 1,97 млн поездок - на 25,2% больше, чем за тот же период прошлого года. И это максимум за последние десять лет, поскольку ранее показатель колебался от 4,6 до 21,6%.

Главным въездным рынком для России по-прежнему остается Китай (поток туристов из КНР вырос на 32%), однако в этом сезоне самыми активными по темпам роста оказались такие явно футбольные страны, как Испания, Франция и Италия. Так, Испания прибавила в числе отправленных в Россию туристов 54,7%, Италия - 42%, а Франция - 41%. Если учесть, что значительно больше в РФ приехало гостей из Германии (рост на 17,5%), Южной Кореи (+31%), Индии (+49,5%) и Израиля (+32%), то рекордные цифры въезда вполне объяснимы. А единственной, пожалуй, страной, которая почти не улучшила показатели российского туризма после ЧМ-2018, стала Великобритания: ее граждане совершили в Россию поездок всего на 0,4% больше, чем годом ранее.

Схожи ли показатели Петербурга с общероссийскими? По данным комитета по развитию туризма, за первые шесть месяцев этого года у нас в гостях побывали уже более полутора миллионов иностранцев (примерно на 15% больше, чем в 2018-м). Причем по целому ряду стран прибавки в показателях туристического потока оказались гораздо более значимыми.

Как и в целом по России, по темпам роста в городе на Неве лидируют «футбольные» государства. Так, количество гостей из Италии в первом полугодии 2019 года возросло сразу на 40%: если в 2018-м их в Петербурге насчитали 19 тысяч, то в течение шести месяцев нынешнего года туристов с Апеннин приехало уже более 30 тыс. человек. Кроме итальянцев значительно выросли в числе гости из Франции (на 39%, до 44 тыс.) и Германии (на 31%, до 50 тыс.). Рост наблюдается практически по всем въездным зарубежным рынкам, включая дальние туристические направления, среди которых целый ряд стран Латинской Америки. Но безусловными лидерами в Петербурге все равно остаются гости из Китая: в течение первого полугодия 2019 года в северной столице побывали 375 тысяч туристов из КНР - на 31% больше, чем за шесть месяцев 2018-го.

«Никакого спада после мундиаля не произошло. Наоборот, наблюдается значительный рост въезда со стороны иностранцев, - говорит Евгений Панкевич, глава профильного комитета Смольного. - Мы видим, что у нас стало заметно больше туристов из Латинской Америки - это явно положительное следствие ЧМ-2018 и связанных с ним событий». По оценке главы комитета, увеличению числа гостей из Италии и Германии, к примеру, способствовало проведенное в этих странах в прошлом году роуд-шоу, организованное комитетом по развитию туризма Петербурга. «Мы видим, что этот инструмент работает и дает результат», - считает Панкевич. А для того чтобы интуристов в нашем городе становилось еще больше, осенью нынешнего года петербургское роуд-шоу планируется провести в Бельгии, Испании, Португалии, а также в Германии и Швейцарии.

Согласны с тем, что иностранцев в целом и гостей из участвовавших в ЧМ-2018 стран в северной столице стало больше, и представители сферы туризма. «На приеме туристов в нашем городе ситуация даже лучше, чем на выезде», - заявляет глава компании «Иволга» Ивета Шефлер. Отмечает повышение интереса со стороны иностранцев к Петербургу и руководитель группы компаний «Петротур» Игорь Мазулов. «Можно совершенно точно говорить о том, что иностранцев в городе стало заметно больше», - говорит он.

Однако в этой бочке меда оказалась и ложка дегтя: как показывают предварительные итоги лета, внутренний туризм если и прибавил в объемах, то значительно меньше, чем въездной иностранный. И причина тому тоже понятна: приезжать в Петербург в разгар высокого сезона, в белые ночи, иногородним россиянам стало слишком дорого.

По оценке Игоря Мазулова, за последние годы общая стоимость туристических услуг в северной столице выросла примерно на 35% и сейчас многие потенциальные клиенты не могут позволить себе путешествие в наш город. Растет стоимость посещения музеев, увеличиваются расходы на размещение, транспорт и т. д. Согласна с этим мнением и глава компании «Премьера» Марина Самородская. «По разным причинам вся сфера туристических услуг заметно подорожала, - подтверждает она. - В высокий сезон количество зарубежных групп в Петербурге растет, а отечественных становится меньше. Теперь они все чаще предпочитают приезжать в октябре и позже, когда цены на размещение, к примеру, становятся ниже». Причем такая же картина, по словам специалиста, наблюдается и в Казани, с которой Петербург активно сотрудничает в рамках совместного экскурсионного проекта «Дворцы и мечети». Увы, но и там лето для внутреннего туризма все чаще оказывается несезоном - больше востребованы туры на осень и зимние каникулы.

По оценке экспертов, эта тенденция станет только усиливаться: в белые ночи «приемные» мощности Петербурга все чаще ориентируются на более платежеспособных иностранцев, смещая россиян в несезон. А грядущее закрытие доступных им по цене объектов размещения, расположенных в жилых домах, этому поспособствует: если для большей части гостей из-за рубежа отдать 70 - 100 долларов в сутки за гостиницу не проблема, то для школьников из Сибири или жителей большей части регионов юга России эта сумма наряду с общим удорожанием услуг станет непреодолимым препятствием на пути в Петербург.

#ЧМ-2018 #футбол #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6523) от 12.09.2019 под заголовком «Китайцев обошел футбол».


Комментарии