Четвертое столетие. СПбГУ, отметивший 300‑летие, поделился ближайшими планами
Итоги года стали заделом на будущее.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Минувшим летом вышло постановление правительства РФ о создании инновационного научно-технологического центра «Невская дельта» — на базе нового университетского кампуса в Пушкинском районе. В технологической долине будут разрабатывать зеленые и агробиотехнологии; датчики, работающие на новых принципах; биосовместимые материалы, фармпрепараты и генетические технологии для диагностики и лечения; новые материалы и технологии для Арктики; высокотехнологичные интеллектуальные производства; передовые нефтегазовые технологии.
По словам проректора по научной работе СПбГУ Сергея Микушева, таким образом, появится возможность проводить исследования, не совершая разъезды через весь город, а то и в другие регионы к заказчику. В целом это позволит стать «ближе к заказчику» не только территориально, но и в широком смысле. Проректор приводит пример. Ученые попросили нефтяников: «Принесите три пробирки с пробами». Те ответили: «Три пробирки — никак. Можем три бочки». Потому как у них счет, понятно, не на пробирки, а на баррели. Как бы то ни было, благодаря сотрудничеству с теми, кто «на земле», была создана технология геохимического анализа месторождений. Сейчас она единственная в стране, прошедшая лицензирование в Роснедрах.
Если рядом с учеными располагается спин-офф компании (то есть выделенное ею в отдельный бизнес подразделение), это ускорит разработку прикладных решений. Это во‑первых. Во-вторых, у студентов будет возможность применять усвоенную теорию на практике прямо «на месте», это вдохновляет.
— Из выпускников остаются в науке все равно единицы, остальные идут в реальный сектор экономики, и желательно, чтобы они в этом секторе стали не продавцами телефонов, а максимально применили свои навыки и знания.
По словам Сергея Микушева, уже в этом году в технологической долине может появиться первый резидент. Стратегическая задача — объединять разных индустриальных партнеров в советы, чтобы работать над укрупненными направлениями.

К примеру, результаты исследований в области космической медицины (влияние на организм радиации, невесомости) могут найти применение и в медицине «земной». Или разработанное для морских судов покрытие: вообще‑то создавалось для того, чтобы защищать корпуса от обрастания беспозвоночными и водорослями, но другие его свойства хорошо себя показали при использовании в космических аппаратах.
Еще пример. Исследователи разработали нейросеть, которая будет интегрироваться в электрические счетчики и «вычислять» потребителей электроэнергии. Да, так можно обнаруживать нелегальных криптомайнеров, которые используют вычислительные ресурсы для генерации криптовалюты. Но это «побочный эффект». А основной эффект, который заказали электросбытовые компании, — возможность балансировать нагрузку на электросети, находить скрытые подключения.
Университет, сильный своей фундаментальной наукой, сейчас делает все более серьезную ставку и на прикладные исследования, констатирует первый проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Ярмош.
К давним крупным партнерам присоединяются новые. С одной стороны, компании добавляют «свое видение», с другой — когда они объединяются «под шапкой» Университета, решение задачи оказывается востребованным сразу у нескольких предприятий.
Одно из направлений, в которых университеты могут предлагать трансфер из фундаментальных решений в прикладную отрасль, — медицина. В СПбГУ работает учебно-научное подразделение Медицинский институт и клиника им. Пирогова, одна из ведущих в стране.
— Это позволяет в связке с факультетами биологическим, химическим, физматом создавать решения и прикладные проекты в медицинской отрасли, — отмечает первый проректор. Речь, например, о проведении операций с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности, использовании искусственного интеллекта (ИИ) в работе с базами данных различных заболеваний.
В последние несколько лет в Университете появилось несколько центров — в том числе Центр искусственного интеллекта и науки о данных, Передовая инженерная школа. Сюда бизнес и предприятия приходят тоже в качестве не только заказчиков, но и полноценных участников процесса. Посещают научные семинары, ставят более сложные задачи — востребованные, может быть, не сейчас, но с горизонтом 10 – 20 лет.
Университет — один из первых вузов, включивших в правила обучения пункт о «разумном использовании ИИ», отмечает Анастасия Ярмош. По ее словам, студента не накажут за использование нейросетей в написании дипломной работы. Наоборот, похвалят, если выпускник правильно «натаскал» нейросетку так, что работа стала лучше. Это логично, если учесть, что в СПбГУ изучают возможности ИИ как инструмента в решении разных задач.
А квантовые технологии (квантовые компьютеры, квантовые линии связи, квантовая криптография) не такое уж новое направление для Университета, если вести отсчет от появления полупроводников. Сейчас в «квантовом» направлении работает научная группа физика Алексея Кавокина. Это тоже пример того, как начатое с помощью государственных денег исследование набрало мощные обороты. Когда‑то Кавокин возглавил в СПбГУ мегагрантовую лабораторию, сейчас лаборатория оптики спина — одна из лидирующих в мире.
Читайте также:
Первые Люблинские чтения прошли в СПбГУ 27 и 28 февраля 2025 года
СПбГУ открыл первое представительство в Латинской Америке
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7877) от 28.03.2025 под заголовком «Четвертое столетие».
Комментарии