Через арку к поезду. Что скрыто за заборами на станциях петербургского метро?
Любой пассажир петербургского метро когда-нибудь натыкался на заборы, которыми перекрывают и так не самые просторные подземные залы станций. В основном эти закрытые участки используют для хранения стройматериалов при ремонте, но бывает, что недоступны они десятилетиями.
ФОТО АВТОРА
О подземном зале станции метро «Площадь Восстания» «Санкт-Петербургские ведомости» уже писали. Там возле эскалаторного перехода на «Маяковскую» перекрыты четыре арочных прохода между средним залом и перронами. Со стороны среднего зала никаких объявлений нет, зато, выйдя из поезда, пассажир может прочитать, что это временное решение, сроком на год. Вот только установили металлические профилированные листы там лет десять назад и конца «ремонту» не видно.
Говорят, поначалу закрытые арки использовались для хранения половых плит. Многие уже забыли, но прежде на перронах всех станций первой очереди городской подземки лежал асфальт, затем его стали заменять на гранит. Но после замены импровизированные склады так и не убрали.
Горожане возмущаются таким отношением эксплуатационников к станции, признанной памятником архитектуры регионального значения. «Устроили сарай в исторических интерьерах!» - недоумевает Павел Сазонов. «Как можно в такую архитектурную работу вставить такое кривое убожество?» - говорит Юрий Гаенков.
Но, кажется, этому многолетнему безобразию приходит конец. Как сообщил замначальника Петербургского метрополитена Аркадий Фурса, «данные заграждения, установленные в межпилонном пространстве, будут демонтированы». Срок - 31 июля этого года. «Приносим извинения за доставленные неудобства», - добавляет Фурса. Что ж, летом проверим.
Но если на «Площади Восстания» арки зашиты железным профлистом, то на двух станциях 4-й линии проходы заложены капитально. Речь о «Достоевской» и «Площади Александра Невского». Раньше пассажиры шли от эскалаторов к поездам по трем коридорам, но к сегодняшнему дню их осталось только два: один из них почти одновременно (в 1990 году на «Площади...», а в 1992-м - на «Достоевской») закрыли ради «помещения для обеспечения нужд метрополитена при выполнении технологических процессов по обслуживанию станции». Теперь со стороны эскалаторов заложенный проход выглядят стенкой, а со стороны перронов - в виде металлической двери.
Как выяснилось, исправлять это подземка не намерена. По словам Игоря Выборнова, другого замначальника Петербургского метрополитена, размещение служебных помещений в подходных коридорах «не влияет на пропускную способность станций и не ограничивает существующий пассажиропоток, в связи с чем открытие заложенных подходных коридоров не планируется».
Но ведь в XX веке никаких коробов, искажающих архитектуру, не было и в помине. Как-то же справлялись. Юрий Исаев, который в 1986 - 1988 годах работал в службе тоннельных сооружений, поясняет: «Все барахло, кроме вышек, нормально размещали в подплатформенных и других служебных помещениях...». Но это ведь вытаскивать и затаскивать назад по крутым ступенькам надо, иронизирует он. Вот и решили размещать инвентарь прямо на полу, чтобы люди обходили результат лени сотрудников.
Быть может, со временем отношение работников подземки к таким вещам изменится. Скажем, на «Василеостровской» - станции типа «горизонтальный лифт» - тоже не хотели открывать четыре дверных проема. Там долгое время нельзя было выйти из двух дверей первого вагона в сторону «Приморской» и двух дверей последнего вагона в сторону «Гостиного двора». Метрополитен поначалу объяснял, что открыть проемы нельзя: дескать, некуда будет деть «техническое помещение для размещения оборудования блокпоста». Но в итоге выход из положения нашли, и в 2018 году все четыре двери заработали.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6445) от 17.03.2020 под заголовком «Через арку к поезду».
Комментарии