Человек-легенда. В Петербурге простятся с Анатолием Зайцевым
Сегодня на Комаровском кладбище в Петербурге пройдет прощание с Анатолием Александровичем Зайцевым. 13 февраля ушел из жизни человек-легенда, человек-эпоха…
ФОТО предоставлено из архива журнала «РЖД-Партнер»
Его профессиональная карьера началась более 60 лет назад с должности кочегара в Кандалакшском паровозном депо. Все его должности и звания перечислить трудно, назовем наиболее значимые: министр путей сообщения РФ, начальник Октябрьской железной дороги, депутат Законодательного собрания Ленинградской области, академик, член президиума Международной академии транспорта, профессор, преподаватель ПГУПСа.
Совсем недавно, 6 февраля 2022 года, ему исполнилось 82 года. Но всякий раз, встречаясь с ним, ты никогда не думал о том, сколько ему лет. Перед тобой был человек острого ума, какой‑то скрытой силы, прямо‑таки южного темперамента, хотя родился он на севере, в Лодейнопольском районе Ленинградской области. А как заразительно он умел смеяться…
Никогда в жизни не приходилось видеть его поникшим. А ведь жизнь не жаловала его. Она возносила на вершины власти, а потом бросала на землю. Но он всегда находил дело, и это дело спасало его. Он поднимался и продолжал движение вперед. А должности и «теплые» места — это для него было не так и важно.
Вот как он сам об этом говорил:
— Я не ставил себе цель быть министром и не мечтал о высоких постах. Прошел тот путь, который определила мне судьба. Если можно так сказать — путей было много, а дорога одна — Октябрьская. Я удовлетворен своей карьерой, жизнью. И мне не стыдно перед родителями, перед семьей. За все благодарен родителям, господу богу, моим учителям.
В истории железнодорожного транспорта России известен такой персонаж — князь Михаил Хилков, который от кочегара дорос до министра путей сообщения и работал на этом ответственном посту очень успешно. Сто лет спустя примерно таким же путем прошел Анатолий Александрович Зайцев. Сидя в уютных служебных кабинетах, он никогда не забывал того времени, когда за смену надо было перекидать лопатой (которая была больше юноши) десятки, а то и сотни тонн угля. Может быть, именно поэтому, находясь на линии, он всегда здоровался с рабочими за руку.
— Это что — демократия? — спрашивали журналисты у Анатолия Александровича.
— Это уважение к человеку труда. Я всегда ценил всех независимо от ранга. Ведь каждый на своем рабочем месте обеспечивает нормальное функционирование железнодорожного транспорта. С людьми надо разговаривать, надо уметь слышать. Для руководителя любого ранга забота о человеке должна стоять на первом месте.
Таково было кредо Анатолия Александровича.
Золотым веком его жизни был период руководства Октябрьской железной дорогой с 1988‑го по 1996 год. Большое видится на расстоянии, и сегодня очевидно, что таковым был этот период и для самой Октябрьской дороги. Только за 1994 – 1996 годы дорога восемь кварталов подряд удерживала переходящее знамя за победу в отраслевом соревновании. И больше в истории такого не было.
Анатолий Александрович — уникальная личность. Его значение в истории развития Октябрьской магистрали и железнодорожной отрасли в целом переоценить трудно. В его бытность масштабных достижений было много: модернизация инфраструктуры, внедрение машинной технологии содержания пути, электрификация участка Волховстрой — Свирь, закладка базы для скоростного движения, адаптация экономики к рыночным условиям, создание железнодорожной финансово-банковской системы в то время. Позже, когда он уже занимал должность министра путей сообщения РФ, ему пришлось принимать непопулярное решение по БАМу.
Это было время инициативы снизу, время творчества, время хозяйственного расчета и самых смелых экспериментов! Производственные совещания того времени были похожи на инженерные советы. Приветствовались грамотные инвестиционные проекты, которые приносили эффект для производства и прибыль для коллектива. Рассматривались предложения по развитию предприятий — и «низы» услышали.
Анатолий Александрович не боялся ставить на руководящие должности молодых, хорошо проявивших себя ребят. Доверял им, а они платили ему беззаветной преданностью железной дороге. Сегодня многие из тех молодых руководителей депо и дистанций уже подводят свои производственные итоги. И для них весть о смерти человека, который когда‑то поверил в них, дал им путевку в настоящую жизнь, оказалась тяжелым ударом.
Будет мало и нескольких томов, чтобы рассказать о жизни Анатолия Александровича. Зато сам он оставил богатое научно-практическое наследие. Тематика его книг — от экономической стратегии управления железными дорогами до магнитолевитационных технологий скоростного сообщения. Причем последнее направление настолько безгранично овладело самим автором проекта, что, слушая его, невозможно было не оказаться в рядах его сторонников. Ректорат ПГУПСа инициировал рассмотрение на февральском заседании ученого совета вопроса о присвоении Научно-образовательному центру инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок — детищу последних лет жизни — имени Анатолия Александровича Зайцева.
Анатолий Александрович ушел на взлете. Он еще о многом мечтал, еще не реализовал многие свои идеи. И этой его неуемной энергии будет не хватать тем, кому у него посчастливилось учиться и работать!
Многочисленные заслуги Анатолия Александровича Зайцева отмечены государственными и отраслевыми наградами. А его величайшее достижение — искреннее уважение коллег и учеников по всему миру.
Он был яркой личностью, государственным деятелем. Уважал людей, с почтением относился к ветеранам. Анатолий Александрович был прекрасным семьянином.
железной дороги приносит
самые искренние
соболезнования большой и дружной семье
Анатолия Александровича
Петербургский государственный университет путей сообщения императора
Александра I скорбит
по поводу ухода из жизни своего выдающегося
выпускника профессора
Анатолия Александровича
Зайцева и разделяет боль утраты с его родными
и близкими
Материал подготовлен по рассказам и воспоминаниям коллег, партнеров, друзей А. А. Зайцева.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7112) от 17.02.2022 под заголовком «Человек-легенда, человек-эпоха».
Комментарии