Броню готовят к параду. Как под Стрельной восстанавливают раритетную технику

Самые известные советские танки Т-34, которые примут участие в военном параде, посвященном 75-летию Победы, проходят «омолаживающий» ремонт в Петербурге. Точнее, под Стрельной в корпусах 61-го Бронетанкового ремонтного завода (БТРЗ), входящего в концерн «Уралвагонзавод». В парадном строю по Красной площади проедет нынче во главе военной колонны как никогда много такой раритетной техники. Как ее восстанавливают, увидели корреспонденты «СПб ведомостей», побывав на этом предприятии.

Броню готовят к параду. Как под Стрельной восстанавливают раритетную технику | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дорога долго петляет между частными постройками, отделенными от Петергофского шоссе железнодорожной линией, и невольно возникает мысль: а не сбились ли ненароком с пути? Но вот мы оказываемся перед воротами, рядом с которыми виден искомый адрес, а когда минуем проходную, никаких сомнений уже не остается: на пьедестале, задрав к небу ствол орудия, застыл мощный Т-80. Таких танков, первые образцы которых выпускались, между прочим, на ленинградском Кировском заводе, 61-й БТРЗ отремонтировал немало.

Да и технику других образцов, включая легендарные «тридцатьчетверки», которые сыграли в Великой Отечественной войне особую роль, участвуя во всех ее крупных сражениях. Сегодня о них знает каждый школьник, а вот предприятие, не один десяток лет дававшее им вторую жизнь, всегда оставалось в тени...

Этот завод, чьи заслуги отмечены орденом Красной Звезды, был создан в августе 1941 года на базе мастерской Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава. Первые несколько лет он менял название и дислокацию, пока не перебрался в Стрельну. А уж там окончательно обосновался, занимаясь ремонтом исторической и не очень «пожилой» бронетехники.

Правда, было время, когда Т-34, самый массовый танк, и близкие ему по возрасту самоходные артиллерийские установки СУ-100, предназначенные для уничтожения неприятельских боевых машин, дорогу туда «подзабыли». Зато последние десять лет этот завод, единственный в России данного профиля, то и дело получает подобные госзаказы от Минобороны РФ, чтобы видавшая виды техника, тряхнув стариной, прошла на парадах Победы.

Но если в 2015 году стрельнинские мастера быстро восстановили 13 танков Т-34-85 и одиннадцать СУ-100, то нынче задача им выпала посложнее. В ноябре прошлого года, готовясь к предстоящей юбилейной дате, они подновили почти столько же бронетехники. А когда справились с одним госконтрактом, появился другой, родственный: военное ведомство, решив усилить парадное звено старых бронемашин, попросило вернуть к жизни еще одну партию «тридцатьчетверок» того же образца.

Эта модификация танков с более крепкими «лбами» и орудием калибра 85 миллиметров, снаряды которого пробивали броню фашистских «Пантер», была принята на вооружение в 1944 году. Отыскать в наши дни такие машины, отслужившие положенный срок, да не одну-две, а целых три десятка, конечно, непросто. Однако нашли: в подмосковном поселке Алабино, где располагается воинская часть, «квартировали» прибывшие из Лаоса списанные Т-34-85.

В Стрельну они пришли по железной дороге 8 января нынешнего года, совершенно «убитые». А не позже 25 марта преображенные, сияющие новенькой краской машины петербуржцы должны передать заказчику: сроки рекордные. Чтобы уложиться в них, заводу пришлось перейти на двухсменный график работ и задействовать практически весь персонал: около 250 человек на основном производстве и примерно столько же в семи вспомогательных цехах.

«Судя по маркировке, эти танки были выпущены в 1950-х годах, - говорит Роман Чепурнов, управляющий директор АО «61 БТРЗ», - причем произвели их не в нашей стране, а в Чехословакии по советской лицензии. Сколько лет они пробыли в Юго-Восточной Азии, сказать не могу, но, видимо, долго стояли там на хранении: в некоторых местах мы находили даже птичьи гнезда. Сказался возраст машин, к тому же во влажном и жарком тропическом климате сальники, шланги, разные уплотнения быстрее выходят из строя».

Старую технику в таких случаях до последнего винтика разбирают, снимая башню, гусеницы, узлы и механизмы, и проводят ее дефектоскопию. За короткое время от прибывших танков остается один голый корпус: все проржавевшие места и дефекты на их броне становятся видны как на ладони. Многочисленные детали заводчане реанимируют в своих заводских корпусах (кроме двигателей, которые отправляют на 81-й БТРЗ к армавирским коллегам, специализирующимся на такого рода ремонтах). Но некоторые части, которые невозможно исправить, делают заново, один к одному, по сохранившимся чертежам и конструкторской документации.

1-2Ремонт-танков3_Д.jpg

Так, на поступившей в январе технике пришлось заменить, сообразуясь с историческим прототипом, все трубки и топливные баки, котел подогрева двигателя, подкрылки... да всего не перечесть. От современных танков, начиненных электроникой, такие «старички» отличаются как, «Жигули» от «Мерседеса» последней модели. Запчастей к ним давно никто не выпускает. Поэтому заводчанам всякий раз нужно ломать голову, находя нестандартные решения, поясняет инженер-технолог Станислав Славин.

Благо опыт выручает, ведь чего только в их многолетней практике не было. Однажды, рассказывают, на завод доставили поднятый со дна Невы тяжелый танк «КВ-1», который тоже находился в плачевном состоянии. Но, после того как его привели в порядок, участник боев вернулся на Невский пятачок, заняв почетное место на постаменте у музея-диорамы в городе Кировске.

Правда, случай этот не показательный: ремонт «тридцатьчетверок» дается куда тяжелее. А качество их восстановления на всех этапах работ, включая покраску, проверяют сотрудники заводского отдела технического контроля и военпреды, представители аккредитованной на 61-м БТРЗ минобороновской службы...

1-2Ремонт-танков2_Д.jpg

Фото  Александра Дроздова

Когда танк вновь обретет башню, двигатель и основные системы, он должен выехать за ворота главного цеха, покружиться за его стенами и вернуться. Это стационарные испытания. Следующие тоже проводят заводчане, но уже на полигоне бывшей Ленинградской офицерской бронетанковой школы в районе Гостилицкого шоссе. Танки, доставленные туда на автоплатформах, должны проехать 25 км, выполнив все задания. Только после этого им предстоит сдать финальный экзамен, пройдя еще 25 км, на этот раз в присутствии офицеров-военпредов.

Почти половина из 30 танков первую стадию испытаний на сегодняшний день миновала, а пять из них прошли и вторую. Так что и этот заказ предприятие выполнит в срок, уверен его руководитель. Потом обновленные танки поступят туда же, откуда ушли, в алабинскую военчасть, где экипажи, которые будут участвовать в праздничном марше, отработают слаженность действий.

Что ждет раритетную технику после парада Победы, пока не очень понятно. Известно лишь, что одни из этих танков, скорее всего, можно будет увидеть на международном военно-техническом салоне «Армия-2020», который пройдет в конце августа в Подмосковье. А другие, по всей вероятности, примут участие в мероприятиях, посвященных 100-летию отечественного танкостроения, которые состоятся осенью этого года и в Петербурге.

#Парад Победы #танки #техника #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (6636) от 03.03.2020 под заголовком «Броню готовят к маршу».


Комментарии