Битва за «золотую землю». Старейший в России яхт-клуб ждут перемены
Лакомый кусок земли площадью 13,5 га между Малой Невкой и Малой Невой уже много лет является яблоком раздора. Располагающийся здесь Центральный речной яхт-клуб выдерживает атаку за атакой. Концепции его развития шумно обсуждались в яхтенном сообществе, и был момент, когда казалось, что городские власти одну из них все-таки приняли. Но... не срослось. И вдруг – как гром среди ясного неба: город хочет купить «золотую землю» и создать на ней межвузовский студенческий яхт-клуб.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Путь к чужому причалу
О том, что старейший в России яхт-клуб фактически приговорили к смерти, наша газета рассказала 4 августа прошлого года в статье «Удары ниже ватерлинии». Во исполнение решения арбитражного суда судебные приставы повесили замки на выходах к воде. Понтоны, к которым швартовались яхты, вытащены на берег. Обеспечивавшие к ним доступ сходни и трапы вывезены.
Напомним, территорией Петровской косы, где располагается клуб, на правах бессрочного пользования владеют профсоюзы. А два договора на водопользование, «накрывающие» всю окружающую акваторию, в 2017 году были заключены со Школой высшего спортивного мастерства по водным видам спорта (ШВСМ).
В распоряжении автора этих строк – недавняя переписка руководства Ленинградской федерации профсоюзов (ЛФП) с властями города. Председатель ЛФП Владимир Дербин неоднократно сообщает о том, что все попытки договориться с ШВСМ о совместном водопользовании закончились неудачей.
В ответ город предлагает ему оригинальное решение: передать свои понтоны школе на безвозмездной основе, а потом... брать их у нее в аренду. Ибо та «не имеет правовых оснований для их последующего предоставления на бесплатной основе для швартовки яхт, не относящихся к учреждению».
Дербин изумлен. «Вы требуете, чтобы за швартовку судов членов Яхт-клуба к понтонам, принадлежащим Яхт-клубу, яхтсмены еще же и платили... – пишет он. – Финансовая экономия, полученная от использования чужого имущества, при этом, видимо, не должна учитываться?»
Город делает изящный ход в сторону: «...до конца текущего года (письмо датируется 25 января 2021-го. – М. Р.)... будет организована закупочная процедура на оказание услуг по изготовлению, доставке и монтажу комплекса причальных сооружений для швартовки (стоянки) парусных и моторных судов для проведения международных, всероссийских и городских соревнований по парусному спорту (далее – тяжелые понтоны)... Завершение указанных работ планируется до начала сезона навигации – в апреле 2021 года».
Информацию о закупке «тяжелых понтонов с подходящими техническими характеристиками для стоянки крейсерско-гоночных яхт» в своем недавнем письме в редакцию подтвердила и директор ШВСМ Елена Морозова. Судя по ее словам, на Петровской косе школа держит 52 легкие яхты, поэтому истолковать приобретение явно избыточного имущества можно вполне однозначно: ШВСМ собирается зарабатывать деньги, сдавая понтоны в аренду. Не исключено, что и тем самым 60 профсоюзным «крейсерам».
Почему нужно тратить государственные деньги на покупку новых понтонов, когда есть вполне пригодные старые (каждый год их освидетельствует и аттестует ГИМС, что подтверждается документами), которые ныне лежат на берегу? Дербин этого даже не обсуждает. Он отсылает городские власти к приказу № 540 министра МЧС России Евгения Зиничева «Об утверждении Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации», вступившему в силу с 1 января 2021 года.
Данные базы, говорится в нем, это «комплексы технологически связанных между собой зданий, сооружений и оборудования». Они работают под единым руководством по строго определенным правилам и каждый год до начала эксплуатации проходят освидетельствование органами ГИМС. Другими словами, никакого такого бреда – «у одних вода, у других земля» – отныне быть не может.
Само собой, чтобы встать на рельсы закона к началу навигации, указанный в приказе единый комплекс надо иметь в ближайшие месяц-два. А вопрос с доступом яхтсменов к воде должен быть решен уже сейчас. Но этого нет даже близко!
Купим косу... для студентов
Однако оказалось, что у городской власти есть «туз в рукаве». 10 февраля нынешнего года глава ЛФП получил письмо от председателя комитета по физической культуре и спорту Антона Шантыря. Признавая значимость Центрального яхт-клуба для города и уникальность занимаемой им территории, он тем не менее констатирует, что та «нуждается в модернизации и дальнейшем развитии».
А поскольку сегодня «представляется маловероятным выделение необходимых средств на реализацию соответствующих мероприятий», предлагает ЛФП... продать городу все принадлежащие ей и находящиеся на Петровской косе объекты недвижимости по цене от 250 до 310 миллионов рублей, а яхты просто «передать в пользование» ШВСМ или иным спортивным структурам.
Тогда наконец на косе будет один хозяин и найдутся средства и на благоустройство территории, и на ремонт зданий, и на понтоны, и на прочую красивую жизнь.
Разумеется, хозяева клуба, наученные многолетним опытом различных рейдерских атак, сразу заподозрили неладное. Профсоюзы – этот «реликт социализма» – давно уже стали костью в горле у многих желающих «облагородить» Петровскую косу. Яхтсмены убеждены: как только этот бастион падет, всех их тут же «вынесут вперед ногами». Собственно, упомянутая в данном письме «организация спортивно-рекреационной зоны общего пользования» дает для их страхов все основания. И потому профсоюзный лидер на столь «лестное» предложение с удовольствием бы ответил «нет», но... взял тайм-аут, ибо прямо отказать не может.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Нынешняя попытка переформатировать жизнь на косе имеет гораздо больше шансов на успех, чем все предыдущие, ибо связана с «предложением, от которого невозможно отказаться». Вышеупомянутую статью в нашей газете мы закончили сообщением: на Петровской косе планируется создать межвузовский студенческий яхт-клуб. Основание – выполнение поручений президента РФ и губернатора города. Тогда еще никто не понимал, что это значит. Сегодня ясности больше, но картина, прямо скажем, вырисовывается весьма противоречивая.
Гадание на «дорожной карте»
В принципе все, кто имеет отношение к этой теме, саму идею создания такого клуба оценивают очень даже позитивно. Студенческий спорт популярен во всем мире, в последние годы развивают его и в России. В числе прочих есть у нас и Студенческая парусная лига. Один из этапов соревнований на ее кубок должен пройти в Петербурге с 20 по 24 апреля нынешнего года. На невских берегах у лиги есть отделение, которое возглавляет Дмитрий Жайворонок – руководитель недавно созданного студенческого яхт-клуба «Зигзаг». Базируется он, кстати, тоже на Петровской косе и имеет флот из оригинальных яхт собственной конструкции.
Более того, в нашем городе уже 14 лет успешно работает неформальный межвузовский студенческий яхт-клуб. Лучшие яхтсмены Северной столицы абсолютно бесплатно (!) ведут там занятия, которые посещают представители едва ли не всех вузов Петербурга. Проводится для них и плавательная практика.
Так или иначе студенты присутствуют во всех питерских яхт-клубах, ходят под парусом в составе разных экипажей, многие потом остаются в яхтинге на всю жизнь. Правда, вузовских яхт-клубов, которых в советское время было в городе немало, не осталось ни одного. Свой флот в количестве 12 яхт сохранила только Макаровка. И вот – первыми в России! – студенты-яхтсмены соберутся под флагом официального межвузовского клуба.
Но... дьявол, как всегда, в деталях. Как, на какие средства, какими силами и на какой материальной базе реализовать эту прекрасную идею? Вот тут, что называется, кто в лес, кто по дрова.
Координатором проекта стал городской комитет по физкультуре и спорту. Там создали рабочую группу, провели несколько совещаний и предложили заинтересованным сторонам (а интерес проявили более десятка вузов) изложить свое видение темы. На обсуждение поступили четыре концепции общим объемом 52 страницы. Изучив их, в конце прошлого года комитет представил «дорожную карту», где создание новой структуры было расписано пошагово. На бумаге – «мир, дружба, счастье». А на деле...
Заместитель председателя комитета Андрей Хорт в беседе с автором этих строк заявил, что главная ответственность за организацию клуба лежит на Морском техническом университете (Корабелке). Собственно, во многих официальных документах так и сказано – «клуб при ГМТУ». Однако его ректор Глеб Туричин, которому я передал эти слова, очень удивился: «Участвовать в этом организационно мы не можем. Не имеем права. Только на уровне концепции». Тем не менее Глеб Андреевич уверен, что клуб будет создан, а Петровская коса волшебно преобразится. Там будет яхтенный порт мирового класса!
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
– А как же прошлогоднее решение Законодательного собрания о том, что эта территория включена в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) и там нельзя ничего строить? – спросил я.
– Если президент увидит, что его поручение не выполнено, – заявил Туричин, – он пришлет товарищей с хорошим юридическим образованием, и тогда выяснится: кто писал этот закон, зачем писал? Не заплатил ли ему кто-то?
В памяти моей невольно всплыли слова директора частного учреждения (ЧУ) «Центральный речной яхт-клуб» Вадима Епишина, сказанные мне прошлым летом: «Я уверен: клуб кто-то заказал. И заказчик, думаю, даже не в Петербурге, а повыше. Когда нас отсюда выдавят, ЗНОП отменят, и с этой земли девелоперы снимут «золотой» урожай».
А паруса не поднимут?
Не исключено, что Вадим Александрович имел в виду и фирму «ЛенСпецСМУ» (группа «Эталон») – возводимые ею многоэтажные гиганты буквально «нависают» над территорией клуба, будто пытаясь ее поглотить. Хотя злые языки поговаривают и о скрытых интересах самого Епишина. В недалеком прошлом весьма успешный девелопер, он сегодня активно участвует в создании межвузовского студенческого яхт-клуба. И возглавляемое им ЧУ даже стало соучредителем одноименного АНО – вместе с Корабелкой, Университетом им. Лесгафта и созданной в прошлом году Федерацией парусного спорта Санкт-Петербурга.
Последняя, напомним, является альтернативой Санкт-Петербургскому парусному союзу, и членство в ней теперь является «пропуском» на профсоюзные яхты для яхтсменов, которые многие годы на них ходили. Раскол в парусном мире (мы подробно писали об этом в вышеупомянутой статье), таким образом, вырвался из узкого круга в публичное пространство.
– Почему учредителем клуба становится именно эта организация, а не официально аккредитованный Парусный союз, мне лично непонятно, – заявил Хорт.
Как говорят, появление этого «междусобойчика» заставило недоумевать и представителей других вузов, проявивших интерес к созданию клуба. Первоначально они тоже собирались стать его соучредителями, но их почему-то «забыли». Кто и какие интересы сейчас отстаивает, можно гадать сколько угодно. В этой борьбе за «золотую землю», похоже, никто никому не верит.
– Студенты – это способ убрать отсюда профсоюзы, – сказал мой старый приятель, один из известных питерских яхтсменов. – Когда же поляна освободится, студентов попросят выехать куда-нибудь в Кронштадт. А здесь сделают то, что нужно взрослым дядям.
...Сегодня на Петровской косе тишина. Поднятые на берег яхты покрыты снегом. Скоро снег растает, но паруса они, скорее всего, так и не поднимут. Руководство клуба официально заявляет, что впервые за много десятилетий навигация может быть сорвана. Впору вспомнить бессмертные слова известного сатирика: какой тут борщ, когда такие дела на кухне!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (6881) от 15.03.2021 под заголовком «Битва за «золотую землю»».
Комментарии