Без увольнений. В Петербурге не ожидается всплеска безработицы

По официальным данным, к концу марта полсотни расположенных в Петербурге предприятий приостановили работу, отправив в режим вынужденного простоя около 13,5 тыс. горожан. Однако пока о крупных сокращениях персонала никто не заявлял — работодатели определяются с тем, что делать дальше. Но эксперты уверены: рынок труда Петербурга вполне способен «переварить» всех, кто может быть уволен в ближайшее время. Так, Алексей Захаров, основатель одной из онлайн-платформ по поиску работы, полагает, что ситуация тревожная, но она все же значительно лучше, чем была в начале пандемии коронавируса: «он уверен, что сейчас абсолютное большинство людей сидят тихо и ждут развития ситуации, потому что хотят стабильности».

Без увольнений. В Петербурге не ожидается всплеска безработицы | На производстве, в сфере строительства, на транспорте или в логистике всегда есть вакансии, способные прокормить тысячи семей. / Фото Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

На производстве, в сфере строительства, на транспорте или в логистике всегда есть вакансии, способные прокормить тысячи семей. / Фото Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

Меньше, но достаточно

В последнее время в Петербурге, судя по актуальным данным, фиксируется снижение объема доступных вакансий на фоне одновременного роста числа резюме соискателей. Однако свободных рабочих мест все равно хватает всем, кто хочет трудиться.

В Петербурге показатель безработицы, по методологии Международной организации труда, самый низкий в стране — всего 1,6 %. А официальный уровень безработицы и вовсе составляет много меньше единицы. И если зарегистрированных в Службе занятости безработных состоит на учете менее 17 тыс. человек, то в банке вакансий — свыше 25 тыс. предложений по сотням профессий. И любой мало-мальски разбирающийся в ситуации человек знает: каждый, кто хочет найти работу в городе, может это сделать без особых проблем. Даже притом что количество свободных рабочих мест постепенно снижается. Оценивая эту динамику, генеральный директор hh.ru Михаил Жуков сообщил: «За три недели марта рынок труда Петербурга и Ленобласти «похудел» на 14 % вакансий, тогда как число размещенных в Сети резюме выросло больше чем на 8 %».

Однако, по его мнению, это по большей части превентивные меры — в нынешней тревожной ситуации работодатели стараются «придержать» набор персонала до лучших времен. А кандидаты, напротив, загодя зондируют почву для трудоустройства, опасаясь сокращения, хотя его в конце концов может и не быть. В результате конкуренция за имеющиеся вакансии растет, но пока это только на руку работодателям — у них увеличивается выбор среди соискателей, которого в последнее время фактически не было. «Рынок труда снова может повернуться в сторону работодателей, возможно снижение текучести кадров, — считает Жуков. — Люди будут держаться за работу — к ним придет осознание ее ценности».

Что нас ждет в будущем

Оценивая перспективы, эксперты не склонны драматизировать ситуацию с трудовыми ресурсами. Ведь большая часть из них уверены, что в Петербурге никакого всплеска безработицы на этот раз не будет. Как считает Михаил Жуков, самые большие перемены на рынке труда уже ­произошли. Поэтому даже те, кого могут сократить к лету, быстро «растворятся» за счет существующих предложений. А уровень безработицы из‑за наличия гибких форм занятости если и вырастет, то ненамного. К тому же острая потребность в импортозамещении может сыграть свою положительную роль: способные выпускать продукцию мирового уровня предприятия наверняка станут расширять производство и привлекать дополнительные кадры. Причем это касается не только пищевки, но и массы других отраслей экономики. А в лидерах наверняка окажутся IT и направления с большим потенциалом роста производительности труда.

Надо сказать, что не только работающие «на земле» практики-рекрутеры, но и ученые придерживаются схожей точки зрения. Так, прогноз специалистов НИУ ВШЭ в Петербурге говорит, что в 2022 году нас ждет сокращение числа рабочих мест примерно на 54,4 тыс. (на 2 %). Однако оно, скорее всего, будет кратковременным и затронет далеко не все отрасли. Александр Курячий, директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Петербурге, уверен, что в 2022‑м число рабочих мест в некоторых отраслях может даже вырасти. Например, на предприятиях общественного питания или в области информатизации и связи. Более того, по оценке эксперта, к 2028 году общее количество рабочих мест в городе увеличится на 9,5 % (по сравнению с 2021‑м) и возрастет до 3,8 млн рабочих мест.

Ищут, где лучше

«Рабочая сила перетекает в отрасли, где дефицит персонала острее и где выше зарплаты, — считает глава комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко. — К тому же люди уходят в новые формы занятости». Причем зачастую они идут туда, где растет спрос на специалистов высокой и средней квалификации и требуются работники, способные быстро адаптироваться к меняющимся условиям и освоить новые технологии.

Это подтверждают, к примеру, в биотехнологической компании BIOCAD, где ищут научных сотрудников, операторов на производство, IТ-специалистов и профессионалов из других облас­тей. «Люди — самый ценный ресурс компании, и мы планируем не только сохранить, но и усилить команду, — говорит Александра Арендарь, заместитель генерального директора по персоналу. — Мы продолжаем набирать новых сотрудников, предлагая им стать частью нашей амбициозной ­команды и вместе находить ответы новым вызовам».

Есть и перспективные проекты, которые выведут на рынок труда массу новых рабочих мест. Например, на новом вагоноремонтном заводе, который скоро появится в Волосовском районе ­Ленобласти, будет создано 1,5 тыс. рабочих мест — губернатор региона Александр Дрозденко лично проверил ход строительства. Уже ведутся отделочные работы внутри основного производственного корпуса, идет монтаж технологического оборудования и начался набор сотрудников.

А доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Татьяна Тулупьева называет и тех, кто сейчас в приоритете. По ее оценке, это IT-специалисты и профи в области кибербезопасности, инженеры, курьеры и работники call-центров. А еще — digital-маркетологи, кризисные менеджеры, специалисты по импортозамещению и все хорошо ориентирующиеся на новых рынках, прежде всего Китая и Индии.

Вместе с тем аналитики уверены, что многое зависит даже не от профессиональных качеств того или иного специалиста, а от тех самых «мягких» навыков, о которых в последнее время так часто говорят. «Наличия профессиональных компетенций для того, чтобы уверенно чувствовать себя в будущем, мало, — считает независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Теперь прежде всего нужны те, кто умеет решать абстрактные задачи и нестандартно мыслить, а также действовать на стыке нескольких областей знаний. Именно они получают приоритет в той ситуации, что сейчас сложилась».

Кстати 

Как заявил во время выступления в Госдуме глава Минтруда Антон Котяков, в последнее время «уведомлений от работодателей о предстоящем сокращении работников в центры занятости на территории России не поступало».


#работа #трудоустройство #безработица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7143) от 05.04.2022 под заголовком «Увольнения откладываются».


Комментарии