Без анонимов. На портале «Наш Санкт-Петербург» ввели авторизацию

Портал «Наш Санкт-Петербург», который заслуженно называют главным ресурсом для решения городских проблем жителей, отказывается от анонимности для своих пользователей. Практика показывает, что теперь на некоторые вещи для собственной безопасности лучше не жаловаться.

Без анонимов. На портале «Наш Санкт-Петербург» ввели авторизацию | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Наш Санкт-Петербург» появился на волне успеха аналогичного интернет-проекта активистов под названием «Красивый Петербург», где неравнодушные горожане имели возможность не только сообщить о проблеме (преимущественно в сфере благоустройства), но и получить ответ с отчетом о решении. Зачас­тую даже с фотодоказательством. Система работала просто: робот перенаправлял обращения граждан, поданные в «Красивый Петербург», на электронную поч­ту профильных смольнинских ведомств, и те присылали ответы.

В администрации Северной столицы в конце концов решили действовать без посредников и создали аналогичный сайт. Соответствующее поручение дал лично тогдашний губернатор Георгий Полтавченко, и за короткое время «Наш Санкт-Петербург» набрал популярность. Каждый день подается около трех тысяч новых жалоб, на портале зарегистрировались почти 250 тыс. пользователей, подано 3,9 млн жалоб, в 3,7 млн случаев они удовлетворены.

У «Нашего Санкт-Петербурга» множество преимуществ перед иными способами взаимодействия с властями — электронными обращениями через сайт Смольного, телефонными звонками или личным приемом. Во-первых, все решается гораздо быстрее. Если на любое официальное обращение, по закону, положен на ответ месяц, то на портале на решение проблемы может уйти всего несколько дней, если жители, например, просят убрать мусор с территории, восстановить упавший дорожный знак или вставить разбитое стекло в подъезде. Во-вторых, увидеть результаты работы можно на фотографии. Случается, проблема устранена не полностью (например, часть мусора убрали, а часть нет), и тогда пользователь может обжаловать ответ исполнителя.

Есть и очень важный момент, который часто вызывает споры, — анонимность заявок. При регистрации пользователь указывает свою электронную почту и произвольно вписывает имя и фамилию. В открытом доступе фамилия сокращается до первой буквы — «Дмитрий Р.». Казалось бы, это должно обеспечивать безопасность, но не тут‑то было. В моей практике (и не только моей) есть случай, когда полные данные утекали к тем, чьи действия обжаловались. С одной стороны, сообщать о подателе заявки логично, чтобы нарушитель имел возможность через суд возместить затраты, понесенные из‑за несправедливой заявки. С другой — есть объективные нарушения. Они не требуют заявителя вовсе. К таким можно отнести сломанные знаки и светофоры, ямы на дорогах, самозахват городской земли, незаконную рекламу, надписи на стенах, строительство без разрешения. В этих случаях власти сами должны выявлять нарушения, а портал — это лишь средство для подсказки адресов.

Однако начиная с апреля введена официальная авторизация для всех категорий постоянных пользователей «Нашего Санкт-Петербурга». Свои пояснения на сей счет дал вице-губернатор Станислав Казарин: «Мы внимательно проанализировали работу сервиса и выявили, что 0,13 % анонимных пользователей оставляли до 30 однотипных сообщений в день, а некоторые и свыше 50. Этот «спам» значительно затруднял отработку обращений органами власти. В то же время 99,5 % пользователей направляли не более 10 сообщений в день. Мы приняли решение устранить это недоразумение».

Такие утверждения требуют комментария. То, что чиновник назвал спамом, по сути спамом не является, иначе бы таких пользователей заблокировали — в соответствии с правилами портала. Очевидно, речь идет о жалобах на расклейку объявлений на столбах и стенах — подобных сообщений действительно огромное количество. Но если чиновники с ними не справляются, логично просто убрать эту категорию проблем с портала. Столь низкая цифра (0,13 %) легко объясняется тем, что одни граждане предпочитают зарегистрироваться лишь для решения одной-двух волнующих их проблем и больше заявок не подают (их аккаунты превращаются в своего рода мертвые души), тогда как другие, более активные, ходят по городу и указывают на замеченные ими проблемы. Плохо ли это? По долгу службы часто приходится слышать о том, что наши читатели недовольны тем или иным в городе, но львиная доля (вполне вероятно — те самые 99,5 %) предпочитают никуда не жаловаться. Аргументация простая: нет времени, не хочется превращаться в жалобщика.

«Уверен, что «Наш Санкт-Петербург» с новыми опциями станет еще более полезным для жителей Северной столицы», — утверждает Станислав Казарин. Скептики же полагают, что он станет удобным для тех чиновников, которые не хотят решать городские проб­лемы, а потому всеми силами пытаются сократить количество жалоб. И работать надо с ними. Например, с администрацией Приморского района, которая включает новые заявки на вывоз железобетонного мусора на своей территории в адресную ­программу на фантастически далекий 2033 год.

К посту вице-губернатора Станислава Казарина в социальной сети «ВКонтакте» пошли жалобы на то, что нарушители узнают не только имена заявителей, но и их мобильные телефоны (он указывается при регистрации на портале). «УК звонит мне на сотовый с какого‑то мобильного номера после обращений через сайт, хотя в обращении ни номера телефона, ни адреса, ни даже фамилии не указывается. Как УК догадывается, что это я, — загадка», — написал Сергей Киселев. «После моих обращений УК мне звонила пару раз, отчитывала как школьницу. Так что да, все данные заявителя они видят и знают», — вторит Ирина Голубева. «УК звонит на мобильный, хотя в обращении он не указывается. Делаем выводы!» — подтверждает Роман Воробьев. Александр Комаров и вовсе заявил об угрозах: «Управляющие компании не один и не три года уже так звонят и угрожают за жалобы на портале найти какое‑нибудь нарушение у жалующегося. И номер телефона, и фамилию автора обращений они видят и знают. Либо кто‑то им их сливает. А теперь представьте, что будет, когда они всю инфу из ЕСИА (персональные данные с сайта «Госуслуги». — Прим. авт.) будут видеть».

Казарин прокомментировал эту информацию так: «Есть много способов обратиться по поводу защиты персональных данных. Ваш адрес для обращений — Роскомнадзор». Хотя можно было бы поручить подведомственному комитету по информации и связи (он является оператором «Нашего Санкт-Петербурга») сделать невидимыми персональные данные, в том числе мобильный номер, для исполнителей.

#портал #Смольный #жалобы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7180) от 01.06.2022 под заголовком «Минимизация через авторизацию».


Комментарии