Бери больше, кидай дальше! Работа без квалификации остается востребованной

Прогресс не стоит на месте, и волна механизации и автоматизации неквалифицированного труда постепенно поглощает рабочие места тех, кто раньше поднимал больше и кидал дальше. Однако процесс идет не так быстро — уборщики и разнорабочие, фасовщики и грузчики, посудомойки и кухонные рабочие по‑прежнему в цене.

Бери больше, кидай дальше! Работа без квалификации остается востребованной | Главное преимущество «неквалифицированных» вакансий состоит в их постоянном наличии — должность, не предполагающую опыта и особых требований, можно занять хоть завтра./ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Главное преимущество «неквалифицированных» вакансий состоит в их постоянном наличии — должность, не предполагающую опыта и особых требований, можно занять хоть завтра./ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Общее количество специалистов, которых традиционно относят к сфере неквалифицированного труда, сложно определить в силу размытости критериев. Однако приблизительно сделать это все‑таки можно: в Петербурге сейчас их требуется не менее 7 – 8 тысяч человек, а одних только грузчиков не хватает почти 2 тысячи. «В последнее время нас стали именовать модным термином «специалист по клинингу», — рассказывает Варвара, много лет работающая уборщицей в одном из детских спортивных клубов. — Но суть работы от этого не изменилась: каждый день надо поддерживать чистоту и следить за тем, чтобы посетители чувствовали себя комфортно».

Однако даже эта, казалось бы, крайне простая работа стала сущест­венно другой. Что было в руках уборщицы лет 20 – 25 назад? Швабра, тряпка и кусок хозяйственного мыла. Что сейчас? По словам Варвары, одних только средств по уборке десятки. Для пола и стен. Для мебели и сантехники. Для стекла и «железа». «Не говорю уже про то, что каждая уважающая себя уборщица должна сегодня уметь пользоваться моющим пылесосом и другими «умными» устройствами, — продолжает Варвара. — Так что теперь наша работа не просто тряпкой махать — нужны и знания, и навыки». Правда, сетует она, даже шустрая техника и современные химикаты не избавляют от тяжелого физического труда. «Если смена длится 12 часов, к ее окончанию устаешь так, будто вагоны грузил», — жалуется Варвара.

Все это в полной мере касается и грузчиков. Да, теперь у них в помощниках тоже много чего такого, что облегчает труд. Однако, если человек работает в небольшом магазине или кафе, таскать мешки по 40 – 50 кг или аналогичные упаковки товара все равно придется. Правда, что касается таких профессий, как фасовщик или укладчик, многое зависит от навыков и способностей самого работника. Если речь идет о ручном труде (а такой еще встречается повсеместно), то никаких особенных требований к, скажем, фасовщику, работодатели не предъявляют — лишь бы человек был готов к рутинной монотонной работе за не очень большие деньги. Пол, возраст, пристрастия, гражданство и т. д. не имеют значения, когда позарез нужны рабочие руки. Если же при этом кандидат еще и имеет какой‑то опыт в фасовке и упаковке того или иного товара, это будет большим плюсом. Но возьмут на работу при необходимости и без всякого опыта.

Другое дело, что платить станут по‑разному. Да, даже опытный фасовщик в Петербурге вряд ли может претендовать на заработную плату больше 80 – 90 тысяч рублей. Разве только тот, кто готов похвастать стажем по профилю от двух лет и знанием технических условий укладки и упаковки хрупких и дорогостоящих (а также вредных, агрессивных) товаров, а также имеет навыки укладки крупногабаритных и тяжелых изделий с помощью подъемных механизмов (кранов, электроталей). Нужны и знания по наладке оборудования, которое фасует товар. Если этого нет — зарплата будет в вилке от 40 до 70 тыс. рублей. А чаще — на уровне 40 – 45 тысяч.

«Конечно, желающие пойти трудиться в качестве неквалифицированного работника всегда есть, — говорят рекрутеры. — Студенты, приезжие из российских регионов, мигранты из Средней Азии — все, кому надо зацепиться в Петербурге или пополнить кошелек, часто начинают с грузчика, фасовщика, кухонного рабочего и т. п.». Вот только хватает их обычно не надолго. Та же Варвара, к примеру, после многих лет работы в одном и том же месте решила «завязать». «У меня уже просто нет сил на то, чтобы всю необходимую работу делать качественно. А по‑другому я не умею… — призналась она. — Когда тебе за пятьдесят, работать на месте, которое требует не только знаний и умений, но и физической силы, уже сложно». Но…

«Хотите работать фасовщиком?» — на том конце линии связи мое желание восприняли с явным одобрением. И, ничего больше не говоря, тут же спросили о том, могу ли я вый­ти на работу сегодня же в ночь… Что неудивительно: по этому профилю людей готовы принимать на работу даже с 14 лет и с ограничениями по здоровью, в 95 % без опыта и практически на любых условиях. Полная и час­тичная занятость. Сменный гибкий график и вахтовый метод. И даже удаленка, при которой нужный для фасовки товар привезут и уве­зут… Причем работу в качестве фасовщика или упаковщика можно найти практически в любом районе Петербурга и в самых разных сферах деятельности.

Конечно, эту работу престижной не назовешь. Трудно представить, что кто‑нибудь в детстве мечтал стать не врачом или пожарным, а уборщиком, фасовщиком или грузчиком. Однако, как известно, «все работы хороши»: если случилось так, что более интересный вариант занятости пока найти не удалось, хотя бы временно потрудиться в таком качестве можно. Что ни говори, а это относительно быстрые и честные деньги — нередко работодатель готов платить даже каждый день. Правда, за них придется в прямом смысле изрядно попотеть.


#работа #квалификация #вакансии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7548) от 21.11.2023 под заголовком «Бери больше, кидай дальше!».


Комментарии