Белыми ночами очарованный. Как китайский художник обосновался в Петербурге

Китайский художник Сун Жуй уже давно обосновался в Петербурге. По его словам, легко прижился, а теперь уже и прирос корнями. Однако поначалу никак не мог привыкнуть, что дождь здесь может идти несколько дней подряд, а потом он еще и переходит в снег — поздней осенью и весной.

Белыми ночами очарованный. Как китайский художник обосновался в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не могу сказать, что мне пришлась по душе такая погода, но она точно показалась очень необычной. Дома ничего подобного не было, — говорит живописец.

Он родился в городе Цзинань в провинции Шаньдун, учился в Пекине китайской и европейской живописи, а в Петербург приехал продолжать образование по совету своего педагога. Думал — ненадолго, но город на Неве так поразил его, что Сун Жуй решил остаться. В нынешнем году ему исполнилось сорок лет, из них двадцать связаны с Петербургом.

Не вернулся домой после учебы, потому что жалко было уезжать, очень красивый город, — говорит художник. — Меня очаровали белые ночи. В Китае много чудес света, но такого нет…

К тому же здесь, в Петербурге, Сун Жуй нашел и свою вторую половинку. Елена Утянская — художник-сюрреалист. Они познакомились, когда вместе учились на факультете изобразительного искусства в педагогическом университете имени Герцена.

Сун Жуй был самым талантливым студентом на курсе и, конечно, не мог меня не заинтересовать. К тому же у меня была склонность к восточной живописи, я как раз тогда начала заниматься китайским языком, — говорит Елена.

Правда, в семье Елена и Сун Жуй говорят по‑русски. По словам Елены, как‑то не прижилось дома говорить по‑китайски. А вот дочка Лилия — ей одиннадцать лет — свободно владеет двумя языками. С мамой, естественно, по‑русски, с папой — по‑китайски. И не только с ним, но еще и с китайскими бабушкой и дедушкой — родителями Сун Жуя.

Кухня в семье — условно говоря, пополам. Сун Жуй сам очень любит готовить и научил жену китайской кухне. Но и русские блюда ему тоже нравятся. Больше всего — гороховый суп и селедка под шубой, из горячего — картошка с мясом.

Но, как говорится, не хлебом единым… За двадцать лет жизни в Петербурге Сун Жуй стал своего рода культурным мостом между Россией и Поднебесной. Устраивал выставки и пленэры российских художников в Китае, даже выступления цирка и балета, организовывал в Петербурге мастер-классы живописи и рисунка от известных российских мастеров для китайских художников. Издавал двуязычный журнал «Современный художник». Увы, из‑за пандемии его выход пришлось приостановить. Хочется надеяться, что ненадолго…

Раньше по нескольку раз в год бывал на родине, так что просто не успевал соскучиться, — говорит художник.

До пандемии в Петербург из Китая приезжали до трехсот официальных делегаций в год. И Сун Жуй участвовал почти в каждой встрече, поскольку в любой делегации были представители культуры — художники, артисты, музыканты.

С Поднебесной, конечно же, у него осталось много связей, в том числе с теми, кто учился в России и потом вернулся на родину. Они на самом деле очень скучают по России. И Сун Жуй в какой‑то степени служит магнитом, который их притягивает.

К своему сорокалетию он издал каталог собственных художественных работ. В нем не менее двухсот произведений. И сколько в них вложено усилий и душевного тепла… Половина работ посвящена России, половина — Китаю.

Сейчас выставка работ Сун Жуя развернута в музейном центре «Россия — моя история» на Бассейной улице. На полотнах — китайские горы, белки, резвящиеся в ветках сосны, полет бабочки у цветка пиона…

В день открытия выставки состоялась презентация написанной им книги «Китайская живопись и каллиграфия». Речь в ней об основных принципах этих древнейших искусств Китая. Последовательно изложены основные принципы работы кистью при изображении иероглифов, пейзажей, цветов и животных. Также в книге представлены репродукции известных картин старых мастеров живописи и каллиграфии Китая.

И, конечно же, представлены на выставке созданные Сун Жуем петербургские пейзажи. Почти на каждом есть реки, каналы и мосты. По словам художника, ему особенно нравится в Питере то, что вода как будто бы соединяет город. Он запечатлел едва ли не каждый мост в Коломне, где живет. А на одной из картин изображен вид из окна — старинные чугунные ворота и парк.

В белые ночи мы любим вместе писать этюды на берегах рек и каналов, буквально рядом с домом. Наверное, это самое благодатное время для художников, — говорит Елена.

Сейчас Сун Жуй преподает китайскую живопись и каллиграфию в своей, дает мастер-классы в Китайском центре, педагогическом университете имени Герцена, школах и студиях. Его публика — это люди, изучающие китайский язык, а также художники, заинтересованные в освоении техники гохуа — рисования китайской тушью на рисовой бумаге. И, конечно, все, кому близок мир Востока.

Но, наверное, самое главное для Сун Жуя, что его дочка тоже стала художницей. Мама говорит: китайская живопись у нее часто удается не хуже, чем у папы. Сейчас Лилия учится в художественном лицее имени Иогансона.

О чем хочется помечать?

До пандемии мы часто ездили в Китай, Сун Жуй организовывал выставки русской живописи, нас очень тепло принимали, — говорит Елена. — Надеемся, что ковидные ограничения рано или поздно снимут, и можно будет снова сближать искусством наши народы.


#художник #Китай #переезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7318) от 14.12.2022 под заголовком «Белыми ночами очарованный».


Комментарии