Бельведер вернется? Усадьбу «Осиновая Роща» снесли

Осенью жители Осиновой Рощи, что входит в состав Парголова, обнаружили утрату важнейшей достопримечательности – усадьбы Лопухиной в главном парке. Как оказалось, памятник регионального значения разобрали в рамках... противоаварийных работ.

Бельведер вернется? Усадьбу «Осиновая Роща» снесли | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Усадьба «Осиновая Роща» была построена в 1830 году по проекту архитектора Викения Беретти. Она включала в себя дворец, скотный двор, оранжерею и большой парк с четырьмя природными озерами – Большим, Средним, Малым и Глухим. Сам деревянный дворец (Приозерское шоссе, 17, корпус 2) имел трехчастную схему: центральный корпус завершался бельведером и был украшен шестиколонным портиком, а с востока и запада находились служебные флигеля, к которым вели галереи.

Сразу после революции имение отдали совхозу, а во дворце открыли сельскохозяйственный техникум. Позднее тут заработал санаторий, потом – сельскохозяйственная школа, дом отдыха для чиновников, институт «Электрон»... В 1991 году основная часть дворца сгорела. Тогда уцелели оба флигеля, но за три десятка лет восточный из них был фактически утрачен. До недавних пор сохранялся в конструкциях только западный флигель (на снимке).

В 2019 году такое состояние памятника заставило КГИОП пойти в суд. В иске говорилось, что с момента последнего технического обследования в 2012 году состояние дворца «заметно ухудшилось». Так, обрушилась часть конструкций галереи, просели стены западного крыла, увеличилась площадь биопоражений древесины. По решению Фемиды собственник ООО «Ревита-инвест» (по данным kartoteka.ru, единственной владелицей фирмы является Анна Прохорова) обязан в течение семи месяцев законсервировать руины, а в течение двух лет – восстановить здание.

В минувшем ноябре очевидцы обнаружили, что здание полностью снесено. Впрочем, характер выполненных работ заставил сомневаться в умышленном вредительстве: над тем местом, где еще недавно стоял западный флигель, была собрана деревянная конструкция, которая, по идее, призвана сохранить остатки фундаментов.

КГИОП подтвердил предположение: выполненный снос – это часть «первоочередных противоаварийных и консервационных работ», на которые в июле ведомство выдало разрешение. На юридическом языке разборка называется «демонтажем аварийных элементов строительных конструкций, представляющих опасность вследствие их внезапного обрушения». Причем отдельно оговаривалось, что «в случае демонтажа элементов предусмотрена их маркировка с составлением маркировочной схемы, сохранением данных элементов для дальнейшей реставрации». Та деревянная конструкция над фундаментами действительно является «защитным укрытием». В документации также говорится, что одобрена разборка аварийных участков кирпичных сводов подвала «до устойчивых частей».

Впоследствии дворец планируется восстановить. Эскизный проект выполнило ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна. «КГИОП принципиально не возражает против предлагаемого приспособления объекта... под гостиницу», – пояснили в ведомстве.


#снос зданий #памятник #исторические здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7069) от 10.12.2021 под заголовком «Бельведер вернется?».


Комментарии