Баржи на Неве. Большой Смоленский мост строится сразу с двух сторон
Первый камень в строительство еще одного разводного моста через Неву — Большого Смоленского — был заложен в декабре. Сегодня сооружение переправы уже идет полным ходом, на обоих берегах — и левом, и правом — развернуты обширные строительные площадки. Причем захватывают они и акваторию реки, на которой выстроились сразу несколько различных судов. Так же тесно на берегах: несколько мощных кранов помогают бригадам строителей забивать шпунт, закладывать сваи, строить причал.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Строительная площадка на левом берегу вытянулась на пару сотен метров. Сюда выходит Большой Смоленский проспект, по названию которого получил имя, во всяком случае предварительное, и сам мост. Разводных сооружений через Неву в нашем городе не строили уже четыре десятилетия. А переправы нужны, особенно на этом промежутке по течению реки: между Володарским и мостом Александра Невского разрыв в 6,5 километра.
— С первых дней, как было объявлено о начале строительства, сюда прибыла техника. Работы начались без промедления, причем сразу широким фронтом, — отметил начальник участка Дмитрий Васильев.
Стройка масштабная, строительные операции развернуты и на земле, и на воде. Как пояснил руководитель работ, в акватории Невы к месту сооружения переправы подведены несколько буксиров-толкачей, которые контролируют положение барж разного назначения. На одной из них разместился мощный гусеничный кран грузоподъемностью 180 тонн. С помощью крана вдоль берега возводится шпунтовая стенка, а также с баржи в дно реки вибропогружателем забиваются трубы, которые станут опорами временного, так называемого рабочего, моста.
— Это само по себе крупное сооружение, временный мост протянется почти до середины Невы. Позднее он станет базовой площадкой, с которой будут вести прокладку основного моста, — пояснил начальник участка.
Большая работа ведется и на берегу. Территория вдоль Невы выровнена и засыпана песком. Здесь строится причал для устройства опоры под номером 3 основного моста, а такие опоры должны быть особенно мощными. На причале также проведут сборку металлоконструкций пролетов будущей переправы. Именно этот причал впоследствии станет базой для всех основных операций по строительству, к нему будут примыкать временный, а впоследствии и основной мосты.
Столь быстрое развертывание работ по всему строительному фронту говорит о четкой организации и высоком профессионализме строителей. Как оказалось, опыт у них немалый.
— Принимали участие в сооружении Крымского моста, прокладывали путепроводы в Татарстане при строительстве федеральной трассы, несколько развязок возводили в Москве. Большой Смоленский мост — объект интересный: еще одна крупная разводная переправа через Неву. Это запомнится. Опыта у нас хватает, новый мост построим для петербуржцев в срок, — говорит начальник участка.
Сооружение моста в створе Большого Смоленского проспекта предусмотрено новым Генеральным планом Петербурга, переправа включена в концепцию развития транспортной системы Северной столицы. По расчетам, ввод моста в эксплуатацию улучшит дорожную ситуацию сразу в трех крупных промышленных районах Петербурга: Невском, Калининском и Красногвардейском, в которых проживают порядка 800 тысяч горожан.
Длина Большого Смоленского составит 1,6 километра, а вместе с развязками — 4,7 километра. Проектом предусмотрено шесть полос движения автотранспорта, по три в каждую сторону, в центре проезжей части проложат пути для движения трамваев. С одной стороны моста будет пешеходная дорожка, с другой — велосипедная. Из шести полос две выделят для пассажирского транспорта, четыре — для автомобилей. Разводной пролет — двукрылый, раскрывающейся системы. В сведенном положении высота центральной части моста над водой составит 15 метров. Проблем для прохода судов по Неве он не создаст: ширина судоходного пролета 60 метров.
— Важно также, что включение в транспортную схему города Большого Смоленского моста позволит направить транспортный поток в обход исторического центра. К улично-дорожной сети переправу подключат несколькими развязками: на левом берегу — к проспекту Обуховской Обороны; на правом — к Октябрьской набережной, а также к пересечению Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай. Кроме того, планируется реконструкция Ситцевого переулка протяженностью 260 метров. При этом Большой Смоленский проспект станет частью дуговой магистрали, связывающей сразу несколько периферийных районов, таких дуговых связей нашему городу издавна не хватает. Как известно, Петербург строился на трех проспектах-лучах, но нужны ведь и обходные пути, — поясняет редакции эксперт в сфере транспортного строительства профессор Виталий Зенцов.
Напомним также: один из самых актуальных транспортных проектов, который сейчас реализуется в Петербурге, это строительство широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Стартовый ее этап — Витебская развязка, сооружение которой должно быть завершено в этом году. На втором этапе строительства ШМСД запланировано возведение еще одного моста. Он соединит берега Невы в створе Зольной и Фаянсовой улиц. Кстати, совсем недалеко от Большого Смоленского.
Однако новая магистраль скоростного движения строится в рамках концессионного соглашения и будет платной автодорогой, как Западный скоростной диаметр. Таким образом, Большой Смоленской мост станет доступной альтернативой платному переходу через Неву. И важно, что строить начали первой именно эту переправу через главную реку города.
Стоимость сооружения Большого Смоленского моста предварительно оценивается в 50 млрд рублей. Из городского бюджета в 2024 – 2025 гг. планируется выделить более 27 миллиардов. Город рассчитывает и на федеральное софинансирование в реализации проекта, сооружение переправы одобрено правительством и непосредственно президентом страны. Завершить строительство намечено в 2029 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7626) от 20.03.2024 под заголовком «Баржи на Неве».
Комментарии