Автохлам теряет прописку. В Петербурге продолжается «зачистка» города от брошенных машин

Тридцать с лишним лет я живу в бельэтаже одного петербургского дома, окнами во двор. И с самого начала в этом дворе стоял «Запорожец»: стоял лет двадцать, ни разу не оторвавшись от парковки. Гнил. Терял товарный вид. Врастал в асфальт. А потом неожиданно исчез… Однако не успели «четырехколесные» соседи порадоваться освободившемуся во дворе дефицитному парковочному месту, как его занял другой представитель автопрома. И полностью повторил судьбу «ушастого» — за все прошедшие годы не выехал со двора ни разу, постепенно из средства передвижения превращаясь в не совсем типичную недвижимость. И хозяин избавляться от него не торопится.

Автохлам теряет прописку. В Петербурге продолжается «зачистка» города от брошенных машин | ФОТО Владимира СЕРГАЧЕВА

ФОТО Владимира СЕРГАЧЕВА

Много ли подобных случаев сейчас в нашем городе? Сотни. А может быть, и тысячи. Это как посчитать. Хотя определение в данном случае все же есть точное. Так, в примечании к статье 30 городского закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» определено, что под разукомплектованным транспортом понимается средство, «у которого отсутствуют одна или несколько кузовных деталей (предусмотренные конструкцией капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топ­ливного бака) и (или) одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес и шин». К таковым также относят сгоревший транспорт. А к брошенному в свою очередь тот, что «имеет признаки долгого пребывания без движения или разукомплектованности». Фактически это означает, что даже отсутствие пробки на баке с топливом — уже повод считать машину разукомплектованной. А потому — подлежащей эвакуации.

Процесс зачистки от автохлама происходит так. Все начинается с «сигнала»: сообщить об автонедвижимости может кто угодно, включая любого жителя дома или неравнодушного прохожего. Можно позвонить. Или написать в электронную приемную районной администрации, а также через портал «Наш Санкт-Петербург». Последнее даже лучше — сразу же можно приложить фото, назвать точное расположение машины и, если есть, ее номер. В течение пяти дней после получения информации на место выходит специалист районной администрации: он обязан убедиться, что авто действительно существует, брошено или разукомплектовано. После этого чиновник составляет соответствующий акт с прилагаемыми к нему «картинками». Поскольку обычно речь идет о частной собственности (у машин, как правило, есть номер и, соответственно, владелец), в течение трех дней власти передают данные о «заброшке» в районное управление МВД, сотрудники которого должны найти владельца рухляди и известить его о необходимости убрать ее с глаз общественности.

Брошенное авто2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Есть нюанс: по правилам, в период с 15 апреля по 15 октября он обязан сделать это в течение 15 дней. А в остальное время года, когда надо чистить снег, к примеру, на это отводят всего семь дней. Если хозяин добровольно вывозить машину не станет (а так в большинстве случаев и происходит), власти получают право отправить ее на место хранения за счет города. Однако владельцу тут же выпишут штраф до 5 тысяч рублей.

И еще один важный нюанс. Согласно нормам, заниматься брошенным и разукомплектованным транспортом город станет только в случае, если он мешает уборке, благоустройству и т. д. Если брать приведенный в пример автомобиль, десятилетиями стоящий на одном и том же месте, то он сумел сохраниться только потому, что машина припаркована во дворе и вроде как сильно никому не мешает. Была бы на улице — ее тут же бы «зачистили». Но, скорее всего, на длительное нахождение на одном месте такого авто пока просто никто не жаловался…

Насколько активно идет работа по эвакуации автомобильного хлама в Петербурге? По данным профильного комитета Смольного, за минувший год силами Агентства внешнего транспорта (АВТ) на специализированную стоянку для хранения было эвакуировано более 1350 разукомплектованных транспортных средств — на 11 % больше, чем в 2024‑м. При этом около 1,2 тысячи из них составили брошенные хозяевами автомобили категории В, а дополнили такой список более 70 грузовиков (категория С) и около 60 машин, принадлежащих нелегальным перевозчикам. Всего же в настоящее время на стоянках АВТ находится более 2,8 тысячи транспортных средств — однажды попав на такую парковку, «заброшки» продолжают догнивать там.

Правда, при этом они уже не портят эстетический облик городских улиц и дворов, не препятствуют работе коммунальных служб и не занимают столь лакомые (особенно в центре) парковочные места.

Впрочем, шанс вернуться к жизни у заброшенных авто все же есть: не востребованный в установленный срок хозяевами транспорт по решению суда признается бесхозным и подлежит продаже через аукцион. Если, конечно, найдется хотя бы кто‑то готовый купить машину, которую разве что на запчасти можно пустить. Если таковых не сыщется вовсе — ее «приговорят» к окончательной утилизации, перечислив полученные средства в бюджет Петербурга.

Поэтому, если у вас по соседству стоит такой автомобиль и он вам и другим жильцам мешает, не поленитесь сообщить об этом заинтересованным ведомствам. А если он ваш и уже не нужен — постарайтесь избавиться от него таким образом, чтобы и вам, и соседям от этого стало лучше.



#машины #владельцы #места

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (8074) от 22.01.2026 под заголовком «Автохлам теряет прописку».


Комментарии