«Аврора» на Котлине. Кронштадтский морской завод отметил свое 165‑летие

Кронштадтский морской завод (КМЗ), одно из старейших судоремонтных предприятий России, отметил свое 165‑летие. Он был основан на острове Котлин в 1858 году как Пароходный завод, и в его открытии принимал участие император Александр II. За полтора с лишним века это предприятие вернуло к жизни более 10 тысяч кораблей и судов. Включая легендарный крейсер «Аврора» и не менее известный ледокол-музей «Красин», стоящие ныне на Неве.

«Аврора» на Котлине. Кронштадтский морской завод отметил свое 165‑летие | ФОТО Википедии / Пётр Иванов / CC0

ФОТО Википедии / Пётр Иванов / CC0

Кронштадт был основной ремонтной базой русского флота на Балтике. Большие корабли (парусники, а затем пароходы) достраивали и ремонтировали в Петровском и Николаевском доках этой морской крепости. А снаряжать и переоснащать парусники перед плаванием помогали небольшие заводы и мастерские, которых там было множество. Как и складов-магазинов.

К середине XIX века, когда в России стало развиваться паровое судостроение, возникла необходимость в более крупном таком предприятии. Оно было построено на острове Котлин по проекту архитектора Александра Кудинова с учетом отечественного и зарубежного опыта. Причем контролировал эти работы, руководили которыми известные военные инженеры, на протяжении одиннадцати лет император Николай I, а затем его сыновья.

Первые мастерские Пароходного завода, предназначенные для ремонта судов паровой канонерской флотилии, были открыты в годы Крымской войны. Но когда возвели все его могучие корпуса, он сосредоточил свою деятельность в основном на ремонте судовых механизмов паровых кораблей…

С этим заводом связана история броненосного кораблестроения в нашей стране. Здесь ремонтировали и изготавливали механизмы и паровые котлы для всего парового флота. На этом предприятии впервые в России начали делать нарезные корабельные и крепостные орудия.

Его инженеры участвовали в создании водоопреснительных аппаратов и помп, придумывали эжекторы и фильтры питательной воды, участвовали в разработке торпед. А по техническому оснащению завод на острове Котлин считался одним из лучших в Европе. Достаточно сказать, что некоторые его громадные сухие доки, выдающиеся памятники российской инженерной мысли, служат верой и правдой на протяжении полутора столетий.

Вторую жизнь получили в этих доках многие броненосцы, крейсера, эскадренные миноносцы, линейные корабли, минные заградители и подлодки, вошедшие в историю русского флота.

Работники завода мастерили также изделия, необходимые для благоустройства Кронштадта. Ажурную ограду для его Летнего сада и чугунную ограду Петровского парка, элементы Морского собора и памятника морякам клипера «Опричник» отлиты были в цехах этого завода.

Мощности предприятия нередко использовали, чтобы решить в сжатые сроки какую‑то сложную задачу. Так, побывав в заботливых руках кронштадтцев, ледокол «Красин» устремился для спасения челюскинцев в арктические воды. Работая не покладая рук, заводчане подготовили ледокол «Ермак», чтобы он, выйдя в рейс, спас экспедицию Ивана Папанина, сняв ее с дрейфующей льдины.

Кронштадтский морской завод (так его именуют с 1922 г.) не переставал работать в годы Великой Отечественной войны, находясь, как и город на Неве, в кольце вражеской блокады. Одни его сотрудники, рабочие и инженеры, ушли прямо с завода на фронт, другие продолжали трудиться, возвращая в строй корабли Балтийского флота и изготавливая для них вооружение.

Орден Ленина, высшую правительственную награду того времени, завод получил за это, что характерно, не после победы, как некоторые предприятия, а за год до нее, в мае 1944‑го.

Да и в последующие годы он много раз заставлял о себе говорить. Скажем, в связи со строительством первых в стране глубоководных аппаратов (заводчане активно участвовали в этом проекте) для академической науки и военных нужд. В 1960‑е годы предприятие переоборудовало ряд судов, чтобы они поддерживали в море связь с космическими аппаратами. Некоторые атомоходы, включая первый атомный ледокол «Ленин», вставали на достроечные работы в сухие доки этого завода.

Кроме крейсера «Аврора» и ледокола-музея «Красин» работники КМЗ обновили много других именитых плавсредств. К примеру, плавучий обитаемый маяк «Ирбенский» (последний из сохранившихся такого рода объектов), ставший экспонатом калининградского Музея Мирового океана, и первую советскую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол», которую скоро можно будет увидеть в кронштадтском Музее военно-морской славы…

Обо всем этом морзаводцы, как называют себя работники предприятия, вспоминали на вечере, посвященном 165‑летию со дня его основания. В этом праздничном мероприятии, которое прошло в стенах Кронштадтского дворца молодежи, участвовали моряки-ветераны, представители Смольного и Объединенной судостроительной корпорации, куда входит КМЗ.

О достижениях завода-юбиляра напомнит также экспозиция «Корабелы Кронштадта», которая откроется 14 марта в Центральном военно-морском музее.

Мероприятие под тем же названием (презентация книги биографических очерков) пройдет 22 марта в кронштадтской морской библиотеке. А 28 марта в детской художественной школе имени М. К. Аникушина откроется выставка графических работ и фотоснимков на эту же тему под названием «Искусство судоремонта».


#КМЗ #судно #Котлин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7373) от 14.03.2023 под заголовком ««Аврора» на Котлине».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.