«Аврора» на Котлине. Кронштадтский морской завод отметил свое 165‑летие
Кронштадтский морской завод (КМЗ), одно из старейших судоремонтных предприятий России, отметил свое 165‑летие. Он был основан на острове Котлин в 1858 году как Пароходный завод, и в его открытии принимал участие император Александр II. За полтора с лишним века это предприятие вернуло к жизни более 10 тысяч кораблей и судов. Включая легендарный крейсер «Аврора» и не менее известный ледокол-музей «Красин», стоящие ныне на Неве.

ФОТО Википедии / Пётр Иванов / CC0
Кронштадт был основной ремонтной базой русского флота на Балтике. Большие корабли (парусники, а затем пароходы) достраивали и ремонтировали в Петровском и Николаевском доках этой морской крепости. А снаряжать и переоснащать парусники перед плаванием помогали небольшие заводы и мастерские, которых там было множество. Как и складов-магазинов.
К середине XIX века, когда в России стало развиваться паровое судостроение, возникла необходимость в более крупном таком предприятии. Оно было построено на острове Котлин по проекту архитектора Александра Кудинова с учетом отечественного и зарубежного опыта. Причем контролировал эти работы, руководили которыми известные военные инженеры, на протяжении одиннадцати лет император Николай I, а затем его сыновья.
Первые мастерские Пароходного завода, предназначенные для ремонта судов паровой канонерской флотилии, были открыты в годы Крымской войны. Но когда возвели все его могучие корпуса, он сосредоточил свою деятельность в основном на ремонте судовых механизмов паровых кораблей…
С этим заводом связана история броненосного кораблестроения в нашей стране. Здесь ремонтировали и изготавливали механизмы и паровые котлы для всего парового флота. На этом предприятии впервые в России начали делать нарезные корабельные и крепостные орудия.
Его инженеры участвовали в создании водоопреснительных аппаратов и помп, придумывали эжекторы и фильтры питательной воды, участвовали в разработке торпед. А по техническому оснащению завод на острове Котлин считался одним из лучших в Европе. Достаточно сказать, что некоторые его громадные сухие доки, выдающиеся памятники российской инженерной мысли, служат верой и правдой на протяжении полутора столетий.
Вторую жизнь получили в этих доках многие броненосцы, крейсера, эскадренные миноносцы, линейные корабли, минные заградители и подлодки, вошедшие в историю русского флота.
Работники завода мастерили также изделия, необходимые для благоустройства Кронштадта. Ажурную ограду для его Летнего сада и чугунную ограду Петровского парка, элементы Морского собора и памятника морякам клипера «Опричник» отлиты были в цехах этого завода.
Мощности предприятия нередко использовали, чтобы решить в сжатые сроки какую‑то сложную задачу. Так, побывав в заботливых руках кронштадтцев, ледокол «Красин» устремился для спасения челюскинцев в арктические воды. Работая не покладая рук, заводчане подготовили ледокол «Ермак», чтобы он, выйдя в рейс, спас экспедицию Ивана Папанина, сняв ее с дрейфующей льдины.
Кронштадтский морской завод (так его именуют с 1922 г.) не переставал работать в годы Великой Отечественной войны, находясь, как и город на Неве, в кольце вражеской блокады. Одни его сотрудники, рабочие и инженеры, ушли прямо с завода на фронт, другие продолжали трудиться, возвращая в строй корабли Балтийского флота и изготавливая для них вооружение.
Орден Ленина, высшую правительственную награду того времени, завод получил за это, что характерно, не после победы, как некоторые предприятия, а за год до нее, в мае 1944‑го.
Да и в последующие годы он много раз заставлял о себе говорить. Скажем, в связи со строительством первых в стране глубоководных аппаратов (заводчане активно участвовали в этом проекте) для академической науки и военных нужд. В 1960‑е годы предприятие переоборудовало ряд судов, чтобы они поддерживали в море связь с космическими аппаратами. Некоторые атомоходы, включая первый атомный ледокол «Ленин», вставали на достроечные работы в сухие доки этого завода.
Кроме крейсера «Аврора» и ледокола-музея «Красин» работники КМЗ обновили много других именитых плавсредств. К примеру, плавучий обитаемый маяк «Ирбенский» (последний из сохранившихся такого рода объектов), ставший экспонатом калининградского Музея Мирового океана, и первую советскую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол», которую скоро можно будет увидеть в кронштадтском Музее военно-морской славы…
Обо всем этом морзаводцы, как называют себя работники предприятия, вспоминали на вечере, посвященном 165‑летию со дня его основания. В этом праздничном мероприятии, которое прошло в стенах Кронштадтского дворца молодежи, участвовали моряки-ветераны, представители Смольного и Объединенной судостроительной корпорации, куда входит КМЗ.
О достижениях завода-юбиляра напомнит также экспозиция «Корабелы Кронштадта», которая откроется 14 марта в Центральном военно-морском музее.
Мероприятие под тем же названием (презентация книги биографических очерков) пройдет 22 марта в кронштадтской морской библиотеке. А 28 марта в детской художественной школе имени М. К. Аникушина откроется выставка графических работ и фотоснимков на эту же тему под названием «Искусство судоремонта».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7373) от 14.03.2023 под заголовком ««Аврора» на Котлине».
Материалы рубрики
В Петербурге прошел Фестиваль ледоколов
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии