«Адмиралтейские верфи» построят научно-экспедиционное судно «Иван Фролов»
Обновить свой исследовательский флот петербургским полярникам теперь уж точно удастся. Контракт на строительство научно-экспедиционного судна (НЭС) «Иван Фролов» подписал на днях с корабелами Росгидромет. Под документом поставили автографы Игорь Шумаков, руководитель ведомства, отвечающего за выполнение научных программ в полярных районах Земли, и Андрей Веселов, врио гендиректора «Адмиралтейских верфей». Сделали они это в присутствии главы Минприроды РФ Александра Козлова, курирующего такие исследования.

ФОТО Pexels
Как бы ни двигалась вперед российская полярная наука, ее развитие могут сдерживать объективные факторы. Прежде всего — состояние научно-исследовательского флота, которым располагает Арктический институт (ААНИИ), один из ведущих научных центров по комплексному изучению полярных областей нашей планеты.
Два его судна после неоднократных ремонтов и переоснащения остаются в строю, ежегодно доставляя полярников в места проведения экспедиций и зимовок. Но при этом оба они — «Михаил Сомов» и «Академик Федоров» — морально и физически устарели. Особенно первый из них, который продолжает трудиться без малого полвека, отвечая за арктический сектор исследований.
С прошлого года, однако, ему помогает в этом ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс», которая дрейфует ныне с учеными в высокоширотной Арктике. А полярников, работающих на Шестом континенте, снабжает всем необходимым другой ветеран этого флота, НЭС «Академик Федоров», построенный на исходе советской эпохи.
Учитывая значительный по времени цикл сооружения таких плавающих лабораторий, обеспечить ему замену требуется как можно быстрее. Тем более что новое судно, хоть и станет строиться по принятым в отрасли канонам, не будет похожим на своего предшественника. На этом настаивали полярники, которые ежегодно испытывают такие суда в суровых условиях, а Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) полностью их поддержала.
«Иван Фролов», о котором идет речь, станет не только научно-экспедиционным судном. Оно позволит совмещать сразу несколько функций. Это будет также танкер и ледокол, морской грузовик и плавучая «академия» ледового класса Arc7.
Это нужно, чтобы действовать в интересах участников Российской антарктической экспедиции (РАЭ), задачи которой год от года становятся все более сложными. А на Шестом континенте, напомним, Россия имеет сегодня пять действующих полярных станций и столько же сезонных научных баз.
«Изучать Антарктиду чрезвычайно важно для науки, — подтвердил Игорь Шумаков, глава Росгидромета. — Прежде всего — с точки зрения изменения климата, поскольку к таким ощутимым переменам необходимо адаптироваться. Исследования в этом регионе помогают понять, как менялся климат на нашей планете в далеком прошлом и что нам ждать в перспективе».
Благодаря новому судну можно будет проводить разного рода исследования по программам модульного типа любой сложности, отмечают специалисты. На его борту ученые смогут выполнять работы, связанные с изучением всех «этажей» окружающей среды — от океанского дна до верхних слоев атмосферы (и даже выше, до космических далей), продвигая одновременно с десяток приоритетных научных проектов.
Потому‑то ученым потребовалось лучшее в своем классе судно, оснащенное двумя десятками научных лабораторий. С вертолетной площадкой и ангаром, рассчитанным на два вертолета типа Ми-8 или Ми-38. Именно таким будет новое НЭС, которое увековечит имя известного петербургского океанолога, члена-корреспондента РАН Ивана Фролова, около двадцати лет возглавлявшего ААНИИ.
Там все будет продумано до мелочей. С любого борта судна, например, можно будет высаживать экспедицию прямо на лед или дикий необорудованный берег. Мало того, подойдя туда, экипаж сможет выгрузить крупногабаритный груз, весящий до 50 тонн, на расстояние около 25 метров от громадины-судна.
Предполагается, что это будет и в самом деле наиболее крупное судно такого назначения, которое сможет вместить 240 человек (70 членов экипажа, а также 170 ученых и полярных летчиков). Проект НЭС еще не готов, но основные его характеристики таковы: длина 165 метров, водоизмещение 25 тыс. тонн и дедвейт около 9,2 тыс. тонн. Говорить об этом уверенно позволяют испытания модели будущего научного «Голиафа», проводимые на этапе предпроектных работ в ледовом опытовом бассейне ААНИИ.
По словам работников института, этот бассейн, где моделируется лед, полностью соответствующий морскому, позволяет проводить любые испытания судов, морских платформ и стационарных береговых сооружений. Делается это для того, чтобы определить воздействие на них льда и оптимальную форму корпуса таких судов.
«Российские исследования в высоких широтах выходят на принципиально новый уровень, — отметил, побывав в институте, министр Александр Козлов. — Реконструкция климата Земли, прогнозирование его изменений, обеспечение безопасности мореплавания — задачи, требующие современных подходов. И важно, чтобы новое судно, задействованное в их решении, было максимально надежным».
На протяжении всего нынешнего года специалисты будут проектировать научные лаборатории, вспомогательные помещения и механизмы, которые потребуется установить на этом судне. А в следующем году, если все пойдет по плану, к работам приступят корабелы, пояснил Игорь Шумаков.
Строить НЭС адмиралтейцы будут, опираясь на опыт сооружения ЛСП «Северный полюс». Впрочем, в 1979 году на их предприятии уже был построен научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт». А в 2021‑м «Адмиралтейские верфи» передали Росгидромету НЭС «Академик Трешников» — более современное судно, участвующее в полярных исследованиях. Так что опыта предприятию в этой сфере не занимать.
Ожидается, что НЭС «Иван Фролов» будет построено к 2028 году (на его строительство из федеральной казны планируется направить 39,7 млрд рублей) и прослужит не менее 30 – 40 лет. А значит, оно станет участником грандиозных событий, связанных с российскими научными проектами, позволив существенно расширить горизонты планирования научных исследований, добавил директор ААНИИ Александр Макаров.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7372) от 13.03.2023 под заголовком «Каноны для «Голиафа»».
Материалы рубрики
В Москве корабелы представили свои предложения по созданию и обслуживанию новой техники для ГИМС МЧС России
Корабелы спустили на воду катамаран «Форт Петр I
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии