Атлантида Красносельского района

Наша тематическая полоса призвана рассказывать о городах и поселках, расположенных в черте Большого Петербурга. Практически все современные предместья сформировались задолго до революции, сохранили свои названия и вошли в черту северной столицы как самодостаточные поселения. За исключением разве что поселка Княжево, некогда находившегося на месте нынешней станции метро «Ленинский проспект». Растворившийся в мегаполисе поселок ушел бы в небытие, если бы в начале XXI века его именем не назвали один из муниципальных округов Кировского района.

Атлантида Красносельского района | Стоит свернуть с оживленной улицы Пограничника Гарькавого, и мы как будто оказываемся не в современном Петербурге, а в каком-то другом загадочном городе. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Стоит свернуть с оживленной улицы Пограничника Гарькавого, и мы как будто оказываемся не в современном Петербурге, а в каком-то другом загадочном городе. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Жертва большой урбанизации

Но есть в петербургской истории «город в городе», который до войны не только имел статус и название, но и был крупным промышленным центром со своей экономикой, дорожной сетью. Более того: этот город «мигрировал» из Ленобласти в Ленинград, а позже, уже войдя в черту северной столицы, «поменял» районы своего расположения.

Да, мы говорим о городе Урицке, некогда занимавшем обширную территорию к западу от нынешнего проспекта Маршала Жукова. Возник он на месте дачных поселков Сосновой Поляны еще в 1925 году. В ту пору эти земли относились к Ленинградской области. Урицк принял на себя удар в годы Великой Отечественной войны, здесь проходила линия фронта. Поэтому его кварталы, примыкавшие к станции Лигово, были уничтожены. Военная история Урицка хорошо описана в книгах и на специализированных сайтах, поэтому нам будет интересна послевоенная жизнь города на границе с областью.

Уже в 1944 году началось восстановление промышленной базы Урицка - завода «Пишмаш», ныне - ЛЭМЗ. До и после войны предприятие выпускало пишущие машинки «Ленинград», позже перейдя на производство электротехники. В 1945 году завод ввел в строй литейный цех, где ремонтировалась строительная техника для восстановления Ленинграда.

Кстати, первый артефакт здешних мест известен по зимним фотографиям времен оккупации - железнодорожный переезд через Петергофское шоссе с остановившимися трамваями-«американками». Остановка «Железнодорожный переезд» дошла до наших дней.

В 1950-м Урицк с поселками Лигово и Старопаново был подчинен Кировскому райсовету Ленинграда, а в 1963-м включен в городскую черту как часть того же района. С 1973 года Урицк стал частью Красносельского района Ленинграда. Увы, с этого момента он перестал существовать как самодостаточное поселение. В отличие от Красного Села Урицк навсегда утратил статус города. Но следы его пребывания можно найти среди многоэтажек округа Сосновая Поляна.

Летчики и «погранцы»

В начале 1970-х территория бывшего города Урицка была застроена типовыми панельными и кирпичными домами. Однако в отличие от Веселого Поселка, Купчина и других «спальных» районов Петербурга в новые дома Сосновой Поляны переехали коренные жители Урицка. Внуки и правнуки тех, кто когда-то ходил в старую школу на станции Лигово, теперь учатся в школах, гимназиях и лицеях того же района.

Однако вспомним о цели нашего повествования - найти в современных кварталах следы Атлантиды Красносельского района, как можно назвать исчезнувший с карт Урицк. Кстати, на территории одноименного муниципального округа артефактов немного - фортификационные сооружения вдоль бывшей линии фронта да несколько небольших домов у станции Лигово. Еще ряд зданий был переделан до неузнаваемости.

Живая память в камне о городе Урицке сохранилась на территории округа Сосновая Поляна, а именно - в квадрате между проспектом Ветеранов и Петергофским шоссе и между улицами Пограничника Гарькавого и Летчика Пилютова. Душой тех мест можно считать маленькую 2-ю Комсомольскую улицу, на которой можно найти лишь два-три дома выше четырех этажей. Большая часть зданий вдоль этой улочки послевоенные, но кое-что осталось со времен старого города Урицка.

Кстати, в 1940 - 1950-е главной артерией исчезнувшего города была Бульварная улица - ныне ул. Пограничника Гарькавого. В наши дни на месте бульвара - широкая магистраль, ведущая от железнодорожной платформы «Сосновая Поляна» в жилмассив «Балтийская жемчужина» (там она переходит в улицу Адмирала Трибуца). Лишь на небольшом участке между проспектами Ветеранов и Народного Ополчения есть сквер бульварного типа - между улицей и боковым проездом.

Красоты соцреализма

Кстати, а куда делась 1-я Комсомольская? Ею стала улица Летчика Пилютова, ее тоже можно считать артефактом района. Подсчет старых домов начнем именно отсюда. Изрядно переделанные жилые и административные здания на этой улице (№ 8, 10, 12) явно считались в Урицке одними из самых нарядных (слово «элитные» тогда не употребляли).

Наибольший интерес, пожалуй, представляет дом № 10 - четырехэтажное здание, по данным Росреестра, введенное в эксплуатацию в 1956 году. Фасад этого дома украшен колоннадой, что придает ему особенно торжественный вид. И не поверишь, пока не убедишься лично, что проект этот типовой. А между тем в нашем городе есть еще как минимум два похожих дома (с некоторыми отличиями в декоре) - на Приморском проспекте, 21 и 39.

Переходим на дожившую до наших дней 2-ю Комсомольскую улицу. Своеобразным ее архитектурным центром можно считать дом № 6, корп. 2. В этот довольно-таки монументальный дом встроено, как сейчас бы сказали, коммерческое помещение. За аркадой первого этажа (витрины в сталинских зданиях любили делать в виде арок) расположился магазин. Старожилы вспоминают, что раньше там был книжный. Сейчас - продуктовый.

Еще этот дом примечателен тем, что построен со значительным отступом от красной линии 2-й Комсомольской. Перед ним виднеется небольшой холм - как будто на земле вскочил прыщик. Это бомбоубежище послевоенной постройки. По словам очевидцев, сейчас оно разорено и завалено мусором.

Рядом можно увидеть кварталы «квадратных» домов, построенные по проекту архитектора Андрея Оля, ученика известного финского зодчего Элиэля Сааринена и российского мэтра Федора Лидваля.

Стоит отметить, что дома к западу от 2-й Комсомольской севернее Новобелицкой улицы - в основном довоенной постройки. Как видно на старых картах, многие из этих небольших зданий были возведены еще в 1930-х. Они выделяются более строгим и вместе с тем затейливым обликом. Построенные как жилые, постепенно их приспосабливают под новые нужды. Дом № 3 по 2-й Комсомольской был реконструирован под гостиницу «Комсомольская», дом № 7 используется под военную кафедру университета ИТМО.

На улице Пограничника Гарькавого необычен для сталинской эпохи дом № 5, корпус 1, построенный в 1956-м. В отличие от многих своих соседей он оштукатурен лишь частично. Такого рода «недоделанные» «сталинки» характерны для окрестностей Черной Речки.

В другой части улицы Пограничника Гарькавого, близ ее пересечения с Добрушской улицей, во дворе притаился невысокий дом с ротондой, больше всего напоминающий старинную усадьбу. Строился он по проекту Оля как ясли, а после перестройки СССР был сдан в аренду банку. В последние годы это безусловно примечательное здание горело и стояло заброшенным.

Надолго ли сохранится очарование тихой 2-й Комсомольской и ее окрестностей, мы не знаем. Но факт остается фактом: данный квартал включен в программу реновации, по которой уже сносят пятиэтажки в соседнем МО Константиновское. Будем надеяться, что ковш девелоперов доберется до старого Урицка еще не скоро...

#Урицк #история #расположение

Комментарии