Архитектура в огне. Как сохранить деревянные памятники в Петербурге?

В Петербурге завершилась вторая Международная конференция по сохранению памятников деревянной архитектуры. Она входила в программу X фестиваля «Недели северных стран». Дискуссия специалистов из России, Швеции и Латвии показала, что проблем много: удаленность многих исторических построек, сложности с их охраной, нехватка финансирования и квалифицированных реставраторов... Но усилиями энергичных профессионалов и добровольцев что-то из этого уязвимого наследия удается спасти.

Архитектура в огне. Как сохранить деревянные памятники в Петербурге? | Этому дому на Петроградской стороне повезло — его спасли. ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Этому дому на Петроградской стороне повезло — его спасли. ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

«Так называемая реставрация как средство разрушения памятников архитектуры» - сообщение с таким названием было сделано петербуржцем Михаилом Мильчиком, известным специалистом по сохранению культурного наследия. Свое эмоциональное сообщение он начал с извинения, что приходится напоминать банальные вещи. Главный критерий, который отличает памятник архитектуры от прочих построек, кроме художественной и исторической ценности, - его подлинность. Это касается не только формы и объема здания, но и использованных при его создании материалов, а также строительных приемов. Все они говорят нам об эпохе создания памятника, мастерстве его создателей и последующих изменениях, которые также важны для понимания жизни объекта.

В сентябре 2019 года в ходе реставрации усадьбы «Монрепо», которая находится в Выборге, в полном соответствии с разрешительными документами был разобран деревянный усадебный дом, построенный в 1804 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе Мартинелли. Фотографии, сделанные в доме несколько лет назад, которые были представлены на конференции, показывают: в интерьере сохранялась штукатурка начала XIX века. Под карнизом остался сушеный камыш, который служил утеплителем.

Комиссия архитекторов-реставраторов, выезжавших в «Монрепо» в январе этого года, установила, что для разборки здания не было достаточных оснований. В акте микологической экспертизы, ставшей одним из оснований демонтажа, говорится о поражении древесины гнилью, грибком и следами огня. Но не указана степень повреждения.

В прошлом году по аналогичным основаниям был разобран соседний Библиотечный флигель. Его деревянные конструкции хранятся на открытом воздухе, слегка прикрытые пленкой. Маркировка бревен сделана на обычных бумажках, пришпиленных к торцам. Часть отвалилась, что сильно затруднит последующее восстановление библиотечного корпуса. К тому же под двумя названными памятниками предполагается устройство обширных подвалов...

Накануне конференции состоялось заседание Ассоциации лицензированных экспертов Северо-Запада. На нем принято обращение в Министерство культуры с предложением не продлевать аттестацию экспертов, которые выдали положительное заключение на проект реставрации усадьбы «Монрепо».

После Выборга эксперт обратил внимание участников конференции на так называемую реставрацию шатровой Варваринской церкви (дата постройки 1653 - 1656 годы), которая находилась в бывшем селе Яндомозеро на Заонежском полуострове в Карелии.

В некогда богатом, а ныне полностью заброшенном селе церковь была построена на берегу озера и являлась частью ценного ландшафта, который также следует охранять. Два шатра - храма и колокольни служили своего рода маяками для рыбаков. Шатровых деревянных церквей XVII века в России почти не осталось - это золотой фонд нашей культуры. Вместо того чтобы его беречь и профинансировать реставрацию на месте, было принято решение разобрать церковь и перенести ее за десять километров в село Типиницы, где находилась Вознесенская церковь, сгоревшая в 1975 году.

Но типологическая схожесть двух храмов не является основанием для «трансплантации» Варваринской церкви. В Типиницах церковь была построена в 1781 году, то есть более чем на век позднее. Кроме того, у храмов разное природное окружение, да и нельзя так вольно обращаться с историей.

По источникам, при перевозке по бездорожью часть бревен была утрачена. В прошлом году Варваринскую церковь стали собирать в Типиницах, но потом приняли решение перенести сборку в Петрозаводск. Между тем большая часть церковных бревен стала негодной после долгого лежания под дождем и снегом.

По мнению эксперта, если мы считаем деревянный храм XVII века национальным достоянием, то его надо было реставрировать на месте. А десять километров дороги следует привести в порядок и начать создание туристического центра в этих необычайно красивых местах карельского Заонежья. Тем более что до знаменитых Кижей всего-то 15 километров! Иными словами, спасение деревянных памятников - задача комплексная. Теперь же в результате грубых нарушений методики реставрации, которые «не заметили» органы охраны культурного наследия, мы будем иметь новоделы, то есть подлинные памятники оказались уничтожены руками горе-реставраторов. Эти памятники перестанут быть таковыми, даже если и будут собраны.

Светлана Куспак, участница конференции, один из руководителей управления по охране культурного наследия Карелии, со своей стороны считает, что на сегодня нет иного способа сохранить Варваринскую церковь. Дороги в Яндомозеро и туристы - на ее взгляд, дело слишком далекого будущего. Во всяком случае по меркам времени, отведенного для спасения деревянного памятника. Кроме того, чтобы применить современные технологии, лучше проводить сборку сруба в Петрозаводске...

На конференции зашел разговор и о недавней реставрации Преображенской церкви в Кижах, а также Успенского собора в Кеми. В Кеми тоже была полная разборка и сборка венцов. В Кижах венцы меняли «методом лифтинга», то есть вывешивали здание целиком, проверяли сохранность древесины и принимали решение о замене бревен или оставлении их на своем месте.

«Санкт-Петербургские ведомости» спросили мнение Михаила Мильчика о реставрации этих памятников. Про Кемь он сообщил коротко: «После реставрации там не был, не могу судить о качестве работ. Но два года назад ездил прощаться... с подлинным Успенским собором». Что касается Преображенской церкви, то замена 36% деревянных конструкций, на взгляд эксперта, является приемлемой. Кроме того, важно, что теперь из храма вынут металлический каркас, установленный в начале 1980-х годов для поддержания устойчивости здания высотой 38 метров. Теперь в него можно вернуть иконостас. Кстати, во время Второй мировой войны иконы были вывезены в Финляндию, но затем возвращены. В августе 2020 года самый знаменитый деревянный храм России будет снова открыт.

По-прежнему разные мнения у специалистов вызывает одобренная Советом по культурному наследию (наша газета своевременно сообщала об этом) первая часть концепции сохранения деревянных памятников в Петербурге. Ее авторы из архитектурного бюро «Студия 44» создали систему критериев, позволяющих установить, какие здания необходимо спасать в первую очередь. Их оппоненты считают, что многое в этой системе не учтено.

На конференции прозвучало несколько выступлений о работе волонтеров по сохранению деревянных зданий в Карелии и Томске. Про сообщения молодых петербургских архитекторов, которые занимаются деревянными памятниками в окрестностях Петербурга, редакция планирует рассказать отдельно.

Среди предложений, которые войдут в резолюцию конференции, выводы из сообщения Анжелики Зайцевой, представительницы Томска (заповедника старой деревянной архитектуры), - о необходимости создать специальные нормы, чтобы снять требования госэкспертизы об обязательной замене деревянных перекрытий на железобетонные в процессе реставрации зданий. Иначе смысл охранной деятельности на этих памятниках пропадает. Также одобрено предложение петербургского эксперта Бориса Матвеева внести в охранное законодательство понятие «знаковый объект исторической среды» (название рабочее). Речь идет об утраченном здании, которое необходимо воссоздать, но оно не может претендовать на статус памятника.

Третья конференция по деревянной архитектуре запланирована на осень 2021 года.

Прямая речь

Андреас Хеймовски, главный архитектор-реставратор Королевского дворца
в Стокгольме, эксперт по деревянному зодчеству,
хорошо знакомый с российским наследием:

- Двенадцать лет назад я опубликовал статью в одном шведском, как у вас бы сказали, градозащитном журнале, которая называлась «Русская деревянная архитектура. Лебединая песнь?». Послушав сообщения, сделанные на конференции, я понял, что ситуация меняется к лучшему. В Кижах проведена хорошая реставрация. Появились волонтеры и общественные организации, которых беспокоит состояние деревянных памятников. Молодые архитекторы и студенты интересуются этими объектами. В Швеции у их сверстников мало интереса к реставрации «дерева». Молодые люди больше смотрят на архитектурных звезд и стараются им подражать.

Но деревянные памятники горят и исчезают безвозвратно. Это общемировая проблема. Что делать? На мой взгляд, профессиональное сообщество должно не жалея сил доказывать гражданам и властям непреходящую ценность этого замечательного и особо уязвимого наследия, обратив особое внимание на внедрение систем автоматического пожаротушения.

#архитектура #деревянное зодчество #дискуссия #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (6541) от 08.10.2019 под заголовком «Архитектура в огне».


Комментарии