Деревянные кружева Подпорожья. Архитектуре русского Севера нет аналогов в мире

На территории самого удаленного от Петербурга Подпорожского района Ленинградской области находится около 120 историко-архитектурных памятников, из которых более 60 относятся к деревянному зодчеству. Созданные столетия назад церкви, часовни и избы Русского Севера дошли до наших дней, и аналогов им нет в мире. Ведь если каменные храмы в большинстве своем строились по типовым проектам, то каждый образец деревянного храмового зодчества индивидуален.

Деревянные кружева Подпорожья. Архитектуре русского Севера нет аналогов в мире | Церковь Георгия Победоносца, что на высоком холме над Юксовским озером, самая древняя из сохранившихся на своем родном месте. ФОТО АВТОРА

Церковь Георгия Победоносца, что на высоком холме над Юксовским озером, самая древняя из сохранившихся на своем родном месте. ФОТО АВТОРА

Храм, как лебедь

В далекой деревеньке Родионово Подпорожского района на высоком живописном холме над Юксовским озером возвышается старейший из деревянных храмов Севера России - церковь Великомученика Георгия Победоносца. Этот памятник федерального значения не только сохранился с момента постройки, но до сих пор стоит на исторически родном месте. Точная дата основания Георгиевской церкви не установлена, но большинство источников указывают на 1493 год. Подумать только! Тогда еще не было ни Ивана Грозного, ни патриарха Никона, а она, рубленная из крепкого северного леса, уже жила и пережила многие каменные храмы, построенные позже. Из сохранившихся на Русском Севере деревянных церквей и часовен есть только две ровесницы Георгиевской. Это церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (сейчас в музее-заповеднике Кижи) и церковь Ризположения из затопленного при строительстве Волго-Балтийского водного пути села Бородава (сейчас в Кирилло-Белозерском монастыре).

Тот факт, что Георгиевская церковь в Родионове уже несколько веков стоит на своем исконном месте, значит много. Архитектура русских деревянных храмов ландшафтная, то есть главная особенность этих построек в том, что их осознанно вписывали в окружающую природу. Соответственно, наибольший эффект они производят, находясь в местах исторического расположения, а не там, куда их со временем перевезли. Действительно, на фоне Юксовского озера Георгиевская церковь походит на изящную лебедушку, плывущую то ли по воде, то ли по облакам. Кстати, с высоты птичьего полета очертания Юксовского озера тоже напоминают летящего лебедя. Да и в названии этого водоема угадывается вепсское слово «юхен», что значит «лебедь».

По легенде, место для строительства этого храма выбирал сам святой Георгий, прозванный в народе Егорий Храбрый. Согласно другому местному преданию, как-то по озеру плыли странствующие монахи. Присматривая место для возведения церкви, они решили довериться воле божьей - кинули в прозрачные воды Юксовского озера топорище: «куда приплывет, там и построим». Его отнесло к самому высокому берегу. Далее легенда гласит, что пока шло строительство храма, монахи и местные рыбаки видели над холмом чудесное свечение.

В те времена плотники не знали слова «строить», потому что они именно «рубили» с помощью топоров. А вот пилой не пользовались, так как ее зубья разрушают структуру дерева, что приводит деревянное сооружение к преждевременной порче.

За прошедшие века Георгиевская церковь неоднократно ремонтировалась, частично перестраивалась. К основному помещению было пристроено два придела, в таком виде церковь дошла до наших дней.

Поднявшись по ступеням живописного резного крыльца, вхожу в храм. Тесаный пол из полубревен отшлифован ногами нескольких поколений прихожан. Маленькие оконца расположены достаточно высоко, чтобы в зимний период быть выше уровня выпадающего здесь глубокого снега. А их миниатюрный размер позволяет сохранять в помещении тепло. Георгиевская церковь «летняя»: ни отопления, ни электричества в ней никогда не было. Кроме неповторимой красоты рубленых стен в Георгиевском храме сохранилось несколько свидетельств его древнего убранства. В первую очередь это старинный иконостас, который называется тябловым и подразумевает простейшую конструкцию для икон, которые устанавливаются в тесаные бревна с продольными желобами впритык одна к другой. В зависимости от количества горизонтально установленных рядов икон иконостас мог быть двутябловым, трехтябловым и т. д. В Георгиевской церкви когда-то было три ряда икон. Сейчас в алтарной части установлен только престол и жертвенник, а родные церковные иконы находятся в запасниках Эрмитажа и Русского музея.

В настоящее время церковь на берегу Юксовского озера является подворьем Александро-Свирского монастыря. Ежегодно 6 мая в Родионове широко отмечается престольный праздник в честь святого Георгия.

Часовня без углов

Еще одно деревянное сокровище Подпорожского района - часовня покровителя путешественников Николая Чудотворца (XVIII в.) расположена в соседнем с деревней Родионово поселке Гоморовичи, в названии которого скрыто вепсское слово, означающее обух топора. Ранее часовня находилась в деревне Плотично на берегу Свири. Однако из-за поднятия уровня воды она часто подтоплялась и была малодоступна. В 2009 году решением местных властей ее перенесли в более безопасное место.

Сказочную миниатюрную часовенку «охраняет» закладной камень - малиновый кварцит, привезенный из окрестностей Юксовского озера.

Осторожно открываю вепсский замок в виде простой рогатинки и оказываюсь внутри. Здесь чисто, светло и тихо. Уютный ковер, образ Николая... Маленькое помещение имеет округлую форму. Это сделано неспроста: по местным поверьям, в обычных углах может скапливаться нечисть.

Часовня на 60% состоит из «родных» бревен, 40% заменены при реставрации. Любопытно, что новые элементы продержались всего несколько лет и начали гнить. А бревна, сохранившиеся с момента

создания церкви, выглядят, словно вчера срубленные. По словам местных старожилов, реставрация проводилась на скорую руку сырым материалом. Не то что раньше, «когда с каждым бревном обращались по всем правилам народной архитектурной науки».

Старинных часовен на северных просторах нашей родины было значительно больше храмов. «Для строительства часовни не нужно было получать разрешение епархии, - объясняют местные экскурсоводы. - Архитектура подобных построек гораздо проще. В часовне из-за отсутствия алтаря не могли совершаться таинства. Хотя на Русском Севере это правило нарушалось. Здесь крестили новорожденных и отпевали умерших. В более редких случаях происходило венчание. Кроме того, в былые времена часовни исполняли общественную функцию. В них проводились собрания, путники могли остановиться на отдых, перекусить (там даже оставляли запас продуктов) и переночевать. А купцы использовали эти помещения для деловых встреч, на которых заключали договоры».

Сохранить в памятии на фото

Кроме Родионова и Гоморовичей «деревянный маршрут» Подпорожского района включает многие другие поселения, хранящие уникальную северную архитектуру. Это и пятиглавая деревянная церковь Святого великомученика Дмитрия Солунского (1783 г.) в деревне Щелейки. И церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1650 - 1695 гг.) с колокольней и рубленой оградой погоста с резными воротами в деревне Гимерка. И единственный уцелевший шатровый храм местной прионежской школы - церковь Святого Николая Чудотворца и церковь Святого пророка Илии в Согинцах... А между ними разбросаны старинные домики в опустевших деревнях-призраках, в которых давно никто не живет. Но если культовые сооружения как-то охраняют и поддерживают, то покинутые дома доживают свои последние дни. Единственный способ их сохранить - увидеть своими глазами и запечатлеть в своей памяти и на фото.

#история #памятники #церковь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (6375) от 07.02.2019 под заголовком «Деревянные кружева Подпорожья».


Комментарии