Архитектор предложил взять под охрану три жилых ансамбля в Петербурге

Взять под охрану три жилых ансамбля, построенных в Ленинграде в 1970 — 1980‑е годы, предложил Данил Овчаренко, архитектор и исследователь советского зодчества. Он выступил с докладом на «круглом столе» «Старый Ленинград — новый Петербург», который был посвящен проблемам сохранения архитектуры ленинградского модернизма.

Архитектор предложил взять под охрану три жилых ансамбля в Петербурге | Устье Смоленки: гармония вертикалей и горизонталей. Воплощение советской мечты о морском фасаде. / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Устье Смоленки: гармония вертикалей и горизонталей. Воплощение советской мечты о морском фасаде. / ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пока в высоких кабинетах обсуждают список отдельных зданий, построенных в основном в 1960 — 1970‑х годах, которые необходимо объявить памятниками архитектуры, вы предлагаете обратить внимание и на более поздние времена?

— Если посмотреть на карту развития города за последнее столетие, то мы увидим, что 90 процентов его застройки относится к 1960 — 1980‑м годам, эпохе массового типового домостроения.

Это огромные жилые массивы, возникшие в Ленинграде после известных постановлений середины 1950‑х годов об устранении излишеств и о переводе архитектуры на индустриальные рельсы. Сегодня их существование никак не регулируется с точки зрения историко-культурной ценности.

Более того, бытует мнение, что кварталы из типовых крупнопанельных домов и застраивались по типовым схемам или вовсе случайно, а следовательно, не имеют никакой ценности и их можно деформировать. Игнорируются достижения ленинградской градостроительной школы, зачастую невидные за ширмой типовых фасадов.

Но, отказывая в исторической ценности Ленинграду 1960 — 1980‑х годов, мы теряем огромный пласт нашей архитектурно-градостроительной культуры. Ведь сегодня, когда система градостроительного развития города не обладает былой централизацией, опыт Ленинграда мы не можем повторить.

О каких достижениях ленинградских архитекторов вы говорите?

— После перевода советской архитектуры на индустриальные рельсы во всем СССР планировка кварталов велась по «строчной системе». С одной стороны, одинаково расставленные дома посреди зелени получали достаточное количество воздуха и солнечного света. С другой стороны, была утеряна связь с исторической средой. Исчезли улицы, площади, дворы. Все было заменено на однообразное «перетекающее пространство».

В Ленинграде никогда не пропадала идея ансамбля при проектировании города в целом и отдельных его частей. И это нашло отражение в Генеральном плане Ленинграда 1966 года, разработанном под руководством архитекторов Валентина Каменского и Александра Наумова.

Что в этом генплане было самым главным?

— В качестве основной композиционной оси застройки Ленинграда была выбрана Центральная дуговая магистраль, охватывающая город от Стрельны до Лахты. Эта ось была задумана как цепь проспектов — Ленинский, Славы, Большевиков, Индустриальный, Непокоренных, Богатырский. Вдоль оси предлагалось ­создать площади с общественными центрами жилых районов и высотными доминантами. Из наиболее значимых назову площади Конституции, Победы, Мужества. Композиционная идея генерального плана на следующем градостроительном уровне развивалась в проектах детальной планировки жилых районов.

Тогда и появилась идея выхода Ленинграда к морю?

— Да. Это был первый «Морской фасад» как концепция единого градостроительного развития, состоявший из планировочных районов — юго-западная Приморская часть, бывший Комендантский аэродром, Приморская часть северо-запада Ленинграда, западная часть Васильевского острова.

Реализовать идеи генплана по выходу города к морю, и то не в полной мере, удалось именно на Васильевском острове.

На мой взгляд, ансамбль Новосмоленской набережной, созданный в конце 1980‑х годов по проектам архитектурных коллективов Виталия Сохина и Сергея Соколова, должен охраняться как памятник советского градостроительства. Там мы видим классическую композицию из спрямленной реки Смоленки с ритмично поставленными домами, формирующими своеобразные архитектурные «кулисы».

А что не было реализовано?

— Ансамбль Новосмоленской набережной должен был завершаться высотной доминантой гостиницы и монументом, посвященным обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Какие еще два ансамбля вы предложили охранять?

— Квартал № 28 Сосновой Поляны (улицы Пионерстроя и Чекистов), в котором впервые вместо однообразной строчной застройки была создана экспрессивная композиция дома (в народе его ласково называют «Змей-Горыныч») из протяженной с изломами пластины и контрастных к ней точечных домов. Живописность композиции подчеркнута системой прудов реки Сосновки. Архитекторы Евгений Полторацкий и Наум Матусевич создали проект квартала в 1970 году.

И самый выдающийся пример — это ансамбль кварталов № 7 и 9 бывшего Комендантского аэродрома. Он ограничен проспектами Коломяжским и Испытателей, Байконурской и Парашютной улицами. Это своеобразный «Версаль из крупнопанельного домостроения». Композиционные оси (аллеи Поликарпова и Котельникова, Серебристый бульвар) завершены вертикальными доминантами. Внутриквартальные проезды скомпонованы в полноценные улицы по характерной для Петербурга лучевой схеме. Авторы проекта, созданного в 1974 году, архитекторы Владимир Щербин и Сергей Шмаков.

А как охранять ансамбли, созданные из типовых зданий?

— Ценность представляет именно градостроительная композиция, а не конкретные типовые здания, во многом уже морально и физически устаревшие. Главное, создать такие охранные зоны и регламенты, которые при любых изменениях потребуют сохранения высоты ныне существующих домов и сделают невозможными уплотнение застройки и уменьшение озеленения.

Кстати 

Союз архитекторов Петербурга направил в КГИОП новый второй список зданий поздней советской архитектуры, которые, по мнению профессионалов, необходимо взять под охрану. В него вошли: плавательный бассейн (1959–1964) на Литовской ул., 3; автобусный парк № 5 (1967) на пр. Стачек, 108; Дом политпросвещения (1970–1973) на пл. Пролетарской Диктатуры, 6; гостиница «Прибалтийская» (1976–1978) на ул. Кораблестроителей, 14; Дворец бракосочетания (1975–1982) на Институтском пр., 8; Морской вокзал (1977–1982) на пл. Морской Славы, 1; детский сад (1982 – 1983) в пер. Джамбула, 8.

#архитектура #строительство #жилье

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7152) от 18.04.2022 под заголовком «Версаль на бывшем Комендантском».


Комментарии