«Где тут архитектура?». Здание детской больницы в Петербурге раскритиковали

В самом сердце Васильевского острова, рядом с Тучковым мостом, появилось новое здание — шестиэтажная коробка детской больницы Марии Магдалины. Ее высота и отсутствие архитектурного оформления вызвали критику у петербуржцев.

«Где тут архитектура?». Здание детской больницы в Петербурге раскритиковали | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

История появления нового больничного корпуса изначально была скандальной. По идее, в этом месте нельзя ничего строить — застройка, состоящая из домов XVIII – XIX веков, сформировалась и уж точно не нуждается в дополнениях. С другой стороны, медицинскому учреждению нужно расширяться, а прежних площадей не хватало. Как соблюсти баланс интересов?

Идея расширить больницу появилась в 2012 году. Речь шла о строительстве восьмиэтажного корпуса на месте больничного сквера, выходящего на 2‑ю линию. Проект разработало ООО «Медпроект». Несмотря на то что, по закону, здание должно быть вровень с домами-соседями (а они там ­трехэтажные), власти апеллировали к социальной значимости проекта — и на тот момент закон позволял делать исключения. В 2014 году из‑за протестов градозащитников тогдашний «строительный» вице-губернатор Марат Оганесян отменил стройку. Вернее, перенес. Смольный объявил о планах возвести новое здание в другом конце Василеостровского района — на намывной территории острова Декабристов (она до сих пор не намыта).

Похоже, это был лишь «успокоительный» ход. Уже спустя год власти пересмотрели решение и вернулись к первоначальному замыслу. Тогда зампред комитета по строительству Алексей Филиппов пояснил, что намыва ждать придется долго (как будто это не было ясно сразу), значит, и больницу начнут строить не ранее 2019 года, а это «крайне негативно отразится на оказании медицинской помощи детям Васильевского острова». От концепции «Медпроекта» в тот период отказались из‑за несоответствия габаритов больницы актуальной версии закона.

Новым проектировщиком стало ОАО «КБ высотных и подземных сооружений». В его исполнении получилась уже не восьми-, а шестиэтажная коробка с минимальным количеством архитектурных элементов. По сути, это просто голые стены и большие окна. Здание строили с 2020 года и недавно завершили. Из-за своей высоты объект предсказуемо стал доминировать над окружающей исторической застройкой.

Член Совета по сохранению культурного наследия координатор градозащитного движения «Живой город» Юлия Минутина-Лобанова назвала переделанный проект приемлемым с оговоркой. «Визуализация показывает, что здание не будет видно с открытых городских пространств, что важно, учитывая близость участка к Неве. Думаю, предлагаемое решение является допустимым компромиссом», — полагает общественница.

Петербуржцы по‑разному отнеслись к архитектурному «произведению». С одной стороны, они подчеркивали, что больница остро нуждалась в новом здании, с другой — нельзя же было закрывать глаза на ценную застройку даже ради благой идеи. В частности, так считает Сергей Костров: «Понятно, что здание больницы — это не элитная недвижимость, но хотя бы долю фантазии можно было проявить».

«Для центра города убого и высоко», — критикует Евгений Колпак. «А где тут архитектура?» — вопрошает Дмитрий Зернов. «Скучная плоская архитектура. Ничем не выделяющийся проект еще и с непонятной «надстройкой» в виде 6‑го этажа, хотя уже в конце 5‑го есть «завершение». Да и цвета подобраны не самые интересные, как и материал, поэтому выглядит даже несколько пошло. Чувствуется закос под дефолтные поликлинические здания, но здесь умудрились сделать только хуже», — считает Иван Федоров. А Алексей Ченобытов увидел в здании «реновацию производственного здания с надстройкой последнего этажа».

Впрочем, некоторые наблюдатели попытались отыскать и плюсы. «Архитектура скорее никакая, но лучше никакая, чем плохая», — полагает Роман Попов. «Это не самая плохая коробка, но уж могли бы вписать в окружающую действительность», — отмечает Елена Воевода. «Синие вставки в окнах портят вид, а в целом вполне», — считает Константин Хомутов.

По данным интернет-проекта «Архрейтинг», в рамках которого изучается мнение простых горожан о новых постройках в центре Петербурга, этот больничный корпус на 2‑й линии получил всего 54,9 % положительных голосов.

В целом сложилось впечатление, что с недавних пор чиновники окончательно решили отказаться от архитектурного проектирования при создании объектов социальной инфраструктуры. Мол, что больницам, что школам, что спортивным комплексам важна только их функция, особенно в период огромной нехватки таких объектов. Посмотрите на новые корпуса Георгиевской больницы и Госпиталя для ветеранов войн, двух поликлиник на Союзном проспекте, да даже на новый Дворец бракосочетаний Красносельского района — это беспросветная утилитарщина, будто раздувшиеся трансформаторные будки.

Проще говоря, комитет по строительству и его подрядчики-проектировщики отныне относятся к пользователям таких зданий не как к людям, а лишь как к населению, которое нужно просто вылечить и выучить, а условия этого оздоровления и обучения абсолютно не важны. Будто в замятинском романе «Мы», разводят руками петербуржцы. Хотя создание достойного облика — это не астрономические траты. И случаи, когда такие объекты неведомым образом проскальзывают, есть — при том же финансировании. Из недавних примеров можно вспомнить спорткомплекс на Санкт-Петербургском шоссе, 128, в Стрельне или строящуюся школу на Дальневосточном, 6, да даже новые пятиэтажные общежития 40‑й больницы в Репине не выглядят ужасно. Во всех этих случаях свою руку приложили крупные архитектурные мастерские. Быть может, причина не в популистских желаниях лишь «лечить и учить», закрывая глаза на все остальное, а в неспособности построения правильной работы с проектировщиками?

#архитектура #строительство #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7121) от 03.03.2022 под заголовком ««А где тут архитектура?»».


Комментарии