Апрельские тезисы. Какие перемены принесет транспортная реформа

Один месяц остался до старта транспортной реформы в Петербурге — по крайней мере ее первого этапа. С 1 апреля с улиц исчезнет ряд коммерческих направлений, вместо них заработают социальные. Пассажиров общественного транспорта с этого дня ожидают и некоторые другие новации, способные озадачить или даже привести к неприятностям.

Апрельские тезисы. Какие перемены принесет транспортная реформа | ФОТО пресс-службы Смольного

ФОТО пресс-службы Смольного

Как изменится маршрутная сеть

Закроется 31 коммерческое направление: К-1, К-2, К-3, К-4, К-9, К-10А, К-30, К-53, К-55, К-68, К-88, К-90, К-91А, К-119, К-155А, К-155Б, К-193, К-201, К-208, К-232, К-252А, К-259, К-278А, К-279, К-283, К-302, К-305А, К-367, К-385, К-407, К-539. Вместо них заработают социальные маршруты.

Всего в приготовленном транспортниками для реализации реформы списке — 92 новых автобусных маршрута, которые начнут возить людей в нынешнем году. Часть из них введут в строй в июне, часть — в июле и чуть менее трети — совсем скоро, с 1 апреля. Это будут маршруты: № 21 «Станция метро «Ладожская» — ст. метро «Чернышевская», № 78 «Железнодорожная станция Ручьи — ул. Академика Байкова», №180А «Ул. Жени Егоровой — ЖК «Новая Скандинавия», № 207 «Ул. Жени Егоровой — Кронштадт, Гражданская улица», № 208 «Репищева ул. — метро «Гражданский проспект», № 230 «Пискаревка — Уральская улица», № 233 «Река Оккервиль — МЕГА Дыбенко», № 235 «Станция метро «Старая Деревня» — Земский переулок», № 247 «Станция метро «Гражданский проспект» — МЕГА Парнас», № 248 «Станция метро «Проспект Просвещения» — МЕГА Парнас», № 251 «Придорожная аллея — метро «Выборгская», № 255 А и Б «Станция метро «Пр. Большевиков» — ул. Тельмана — ст. метро «Пр. Большевиков» (кольцевые)», № 259 «Станция метро «Озерки» — железнодорожная платформа «Дибуны», № 267 «Станция метро «Выборгская» — ЖК «Новоорловский», № 279 «Станция метро «Старая Деревня» — метро «Удельная», № 283 железнодорожная станция Ручьи — станция метро «Проспект Просвещения», № 285 «Река Оккервиль — Русановская улица», № 290 «Набережная реки Екатерингофки — Ржевская площадь», № 293 «ЖК «Новая Охта» — станция метро «Пионерская», № 302 «Сестрорецк, наб. реки Сестры — Приозерная улица», № 303 «Станция метро «Беговая» — Приозерная улица», № 324 «Станция метро «Шушары» — совхоз им. Тельмана», № 399 «Поселок Бугры, Шоссейная улица — станция метро «Площадь Мужества». 

Более подробно узнать о новых трассах можно на сайте «Организатора перевозок».

Всего же на первом этапе должны выйти на городские маршруты 864 свежеприобретенных автобуса. К этому моменту для них необходимо полностью подготовить инфраструктуру — остановки, диспетчерские станции, разворотные кольца. Везде будут действовать льготные проездные.

Успеть за 60 минут

С 1 апреля, по плану, должен заработать пересадочный тариф «60 минут», который позволит в течение часа совершать неограниченное количество пересадок на трамвае, автобусе, троллейбусе (стоимость первой поездки 40 руб., второй — 10 рублей, третья и последующие бесплатные). Кроме того, отменят зонные тарифы, так что жители удаленных районов Петербурга перестанут переплачивать, а будут рассчитываться за проезд по единой для города цене.

Но помимо этих приятностей День смеха принесет некоторым горожанам и определенные ­неудобства. Например, в автобусах 97 городских маршрутов с 1 апреля уже нельзя будет купить билет у кондуктора или водителя за наличные (с номерами маршрутов можно ознакомиться на сайте «Пассажиравтотранса»).

Проездной документ в той или иной форме необходимо будет иметь при посадке: «Подорожник», электронный билет — льготный или на определенное количест­во поездок-дней, банковскую карту или разовый бумажный билет с QR-кодом. Последний нужно будет покупать за наличные в кассах метро и киосках «Организатора перевозок» заранее, а войдя в салон, прикладывать его к валидатору — тогда проезд будет считаться оплаченным. Пассажирам со смартфонами обещают также мобильное приложение, где можно будет получить QR-код, оплатив банковской картой, — такой код также придется показывать валидатору.

Нужно иметь в виду: это будут разовые билеты, то есть проезд будет оплачен по максимальной «гос­тевой» цене 60 рублей. Выгоды пересадочного тарифа на QR-билеты не распространяются. Пересадочный тариф «60 минут», который заработает в Петербурге с 1 апреля, доступен только по «Единому электронному билету, предоставляющему право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы», то есть по «Подорожнику» (так же как и действующий пересадочный тариф «90 минут», дающий право однократного проезда в метро и «безлимита» в наземном транспорте в течение полутора часов с момента активации).

Дорогой и еще дороже

Желание города полностью перейти на безналичную систему, отказавшись от услуг примерно 3,5 – 4 тыс. кондукторов, в целом понятно: экономия на фонде оплаты труда выйдет существенная, прозрачность финансовых потоков улучшится, а вместе с ней, возможно, повысятся и налоговые поступления в городской бюджет.

Но как быть с федеральным законодательством, которое предписывает обеспечивать пассажирам в общественном транспорте возможность оплаты наличными?

В Смольном рассудили: ничего страшного не случится, если эта возможность будет вынесена за рамки автобуса, троллейбуса и трамвая. В кассы метро, точки продаж «Организатора перевозок» и еще какие‑нибудь (ООО «СберТройка», создающее новую систему «Управление билетами на базе штрихкодов», по контракту, обязано к 1 апреля привлечь к этому делу не менее 3 тыс. контрагентов и обеспечить не менее 10 тыс. штук подключенного оборудования точек реализации билетов) — ведь там продавать QR-билеты будут за наличные…

Современно? Безусловно.

Как к этому отнесутся пассажиры? Трудно прогнозировать, но недовольства, раздражения и обид, вероятно, будет немало.

Во-первых, мы пока не знаем, где и как разместят эти точки. Во-вторых, достаточно ли их будет и удобно ли расположение. Да и покупать-сохранять бумажные билетики, согласитесь, тоже не всем сподручно…

Но главное: эта система не оставит никакого выхода гражданам, у которых неожиданно закончились деньги на «Подорожнике» (и это обнаруживается уже на борту), или срок действия проездного, или валидаторы упорно не видят действующую карту — такие ситуации, как мы знаем, не редки. Без возможности купить билет в автобусе даже самый ответственный пассажир в подобных случаях обречен стать зайцем.

А это нынче опасно. Штраф за безбилетный проезд в автобусе, троллейбусе и трамвае к старту реформы увеличат в пять раз — с 500 рублей до 2,5 тысячи. Таким образом, финансовая ответственность пассажира оценивается примерно так же, как водительская за серьезные нарушения (например, стоянка за знаком «остановка запрещена» обойдется автовладельцу в 3 тыс. рублей).

Напомним: в 2022 году стоимость месячного комбинированного билета составляет 2282 руб­ля, то есть меньше одного штрафа. Думается, «убежденных» зайцев такое неравенство переубедит. Но вот те, кто столкнется с отказом электроники проводить платеж (а в последние дни из‑за санкций подобное случается все чаще), окажутся без вины виноватыми и будут вынуждены рассчитываться за этот отказ из своего кармана. В 40‑кратном размере от стоимости самого дорогого «гостевого» билета.


#транспорт #транспортная реформа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7123) от 05.03.2022 под заголовком «Апрельские тезисы».


Комментарии