Акустический рай для исполнителей и слушателей. Как будет звучать музыка в отреставрированной Петербургской консерватории

Важной частью культурной программы завершившегося ПМЭФ-2025 стал показ его главным участникам исторического здания петербургской Консерватории, где завершена комплексная реставрация, проводившаяся по поручению и под личным контролем президента Владимира Путина. После высоких гостей в Консерваторию пригласили журналистов.

Акустический рай для исполнителей и слушателей. Как будет звучать музыка в отреставрированной Петербургской консерватории | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Санкт-Петербургские ведомос­ти» регулярно сообщали о ходе реставрации, активная фаза которой началась в 2021 году. Теперь учебные классы в здании на Теат­ральной площади готовы принять студентов и преподавателей, а два зала для концертов и спектаклей — меломанов всех поколений. Первые пробные занятия и тестовые концерты уже состоялись.

Прежде во время работ журналистам показывали те объекты, что были на тот момент в фокусе реставраторов, — Малый зал имени А. К. Глазунова, Большой зал имени А. Г. Рубинштейна, домовая церковь Рождества Богородицы. Теперь Денис Анненков, представитель федеральной организации «Единый заказчик в сфере строительства», выбрал один из атриумов, в которые превратились два внутренних двора здания, добавив ему 700 кв. метров. Один атриум — для учебного заведения, другой может использоваться публикой, пришедшей на концерт в Большой зал. Общая площадь исторического здания Консерватории достигла 32 тысяч кв. метров. Анненков рассказал, что для несущих конструкций прозрачной кровли атриумов был использован авиационный сплав алюминия — он в три раза легче стали, но не уступает ей по прочности.

Представитель заказчика поблагодарил все городские организации, которые сопровождали реставрацию «на каждом метре», — от КГИОПа и других комитетов Петербурга до поставщиков энергоресурсов, помогавших перекладывать инженерные сети.

Следующая точка — Большой зал. Наш старый знакомый Алексей Самохин, представитель подрядчика, с которым мы бывали здесь, уже не вдается в детали реставрации облика зала, не обращает наше внимание на новый гипсовый потолок, трех­уровневую сцену с пятью лючками для внезапного появления актеров из «трюма» и металлические фермы, смонтированные для того, чтобы удерживать многотонное световое и звуковое оборудование. Он прос­то дает ­команду операторам, и в зрительный зал выдвигаются все 75 экранов системы переменной акустики. Самохин поворачивается в сторону сцены, и на нее опускается расписной занавес с изображением лиры и цифрами «1862» — датой основания Санкт-Петербургской консерватории. Этот занавес плавно закрывается бархатным занавесом, «выехавшим» из карманов сцены. Все происходит абсолютно бесшумно, на авансцене остаются пюпитры с нотами песни «Славься» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин».

Консерватория3_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА 


Следующая остановка — Малый зал. Сергей Рыбак, представитель компании-генподрядчика ведет нас к портрету Антона Рубинштейна, основателя Консерватории. Работа Ивана Крамского, изобразившего музыканта во время концерта в Дворянском собрании, заняла свое историческое место. Потом Рыбак демонстрирует один из отреставрированных тонетовских стульев с перфорацией в виде лиры для улучшения акустики зала. Стулья сохранились со времен постройки здания в 1896 году, пережив войны и революции.

Подходим к органу — главному персонажу во всем здании. «В прошлом году завершена реставрация декорированного корпуса инструмента, настройка начнется после того, как полностью осядет пыль, оставшаяся от строительных работ», — пояснил представитель генподрядчика. В фойе Малого зала он показал закрытую прозрачным лючком роспись стены, сохранившуюся от Каменного театра конца XVIII века архитектора Антонио Ринальди.

Консерватория4_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА 


А вот и домовая церковь. Современными реставраторами воссозданы замыслы художников Андрея Рябушкина и Василия Беляева. Предварительно мастерам пришлось полностью удалить со стен девять слоев краски, которые бережно сохранили чудом уцелевшие фрагменты авторских росписей.

В финале экскурсии заходим в один из сорока больших учебных классов, где с помощью цифровых технологий можно воспроизвести акустику любого знаменитого театра или концертного зала. Кроме того, во время реставрации Консерватории для студентов были оцифрованы 100 тысяч пластинок и аудиозаписей, которые хранятся на пленке.

Читайте также: 

В городе на Неве состоялось открытие XXXII международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга»

Басовый ключ к счастью: как юноша из Киргизии удивил Северную столицу




#консерватория #реставрация #интерьер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7932) от 23.06.2025 под заголовком «Консерватория: занавес открыть!».


Комментарии