«Пулково» имени кого?
Как мы уже сообщали, продолжается общенациональный проект «Великие имена России», по результатам которого 45 крупнейшим аэропортам страны хотят присвоить имена выдающихся россиян. Финал конкурса должен состояться 5 декабря.
Фото: pulkovoairport.ru
В Петербурге чаще других называют имена Петра Великого, Александра Невского, Дмитрия Менделеева, а также Леонида Говорова и Георгия Жукова. А среди имен, предложенных общественной палатой Воронежской области, - поэт Иван Бунин, писатель Андрей Платонов, космонавт Константин Феоктистов, живописец Иван Крамской и опять же император Петр Первый.
Присвоение аэропортам имен выдающихся личностей - мировая практика. Достаточно вспомнить аэропорты имени Шарля де Голля в Париже, Фридерика Шопена в Варшаве, Ататюрка в Стамбуле, Джона Кеннеди в Нью-Йорке и даже Чингисхана в Улан-Баторе. Так что сама идея российского проекта разумная. Однако, учитывая сжатость сроков, смущают некоторая торопливость ее воплощения, переходящая даже в поспешность, и ощущение кампанейщины.
При этом будто бы забыто, что географические названия, под которыми мы знаем аэропорты сегодня, обладают собственной культурной ценностью. Елизово, Большое Сасово, Домодедово, Шереметьево, Внуково, Кольцово, Талаги, Адлер, Пулково - прекрасные исторические имена, каждое со своей биографией!
С трудом, но представляю себе название «аэропорт «Пулково» имени Петра Великого». Хотя «Пулково» и так уже является международным брендом Петербурга, а для абсолютного большинства горожан ассоциируется с Пулковскими высотами, знаменитой обсерваторией и рубежом обороны, где во время Великой Отечественной войны был остановлен враг.
Кстати, вспомним пример из другой сферы: старшее поколение прекрасно помнит, как знаменитый Елисеевский магазин на Невском официально переименовали в «Гастроном № 1». Но для большинства он так и остался Елисеевским. Так же может произойти и с «Пулково»...
Так что не случайно жители Екатеринбурга уже попросили чиновников воздержаться от переименования местного аэропорта «Кольцово». Они напоминают, что название нравится горожанам и имеет свою историю. Акция в его защиту стартовала в социальных сетях.
Вообще же в мире огромное множество аэропортов, название которых не имеет «именной» добавки. Например, в Хельсинки, Милане, Вене или на Мальте.
- А представьте себе именную добавку к аэропорту «Кресты» в Пскове или «Чертовицкое» в Воронеже. Может получиться весьма спорная словесная конструкция, да и части названия будут конкурировать между собой, и обидно, если новая именная приставка все-таки убьет историческое имя. А если изначальное имя «победит», то затея бессмысленна, - считает специалист по топонимике Андрей Рыжков.
При этом есть пример совсем недавнего отличного решения в этой области - присвоение названия «Платов», в честь героя войны 1812 года, новому аэропорту в Ростове-на-Дону. Лаконичная форма в именительном падеже. Вообще формы косвенного падежа для географических названий противопоказаны! Вот на поиске таких решений для безымянных аэропортов и стоило бы сосредоточиться, если есть желание.
И еще один момент: нет ответа, что будет дальше, когда конкурс завершится. Ведь действующий федеральный закон «О наименованиях географических объектов» говорит четко: фамилиями выдающихся людей можно называть только безымянные географические объекты. А в оглашенном инициаторами списке из 45 аэропортов далеко не все безымянные. Это не дает юридической возможности ни для их переименования, ни для «дополнения» (как оговаривают инициаторы) великими именами.
Переименовать, по закону, можно только географический объект с дублирующимся названием либо в целях возвращения ценных исторических наименований, «широко известных в прошлом и настоящем». При этом не секрет, что возвращение исторических имен идет с большим трудом, да и, признаться честно, без особого энтузиазма. Проводившийся в марте нынешнего года опрос в Кингисеппе, где не поддержали возвращение имени Ямбург, - тому пример. Что же касается «корректирования» названий, то в федеральном законе об этом говорится исключительно в смысле орфографической нормализации названия.
Можно, конечно, изменить существующее положение дел, переписав закон, - внести в него норму, допускающую переименования. Это уже прерогатива Государственной думы. Но не откроют ли эти коррективы ящик Пандоры? И в Москве, и в Петербурге, и в других регионах страны давно уже звучат призывы убрать с географической карты имена большевиков, комсомольцев и других исторических фигур прошлого. Сегодня закон этого не позволяет, а завтра?
Впрочем, как напоминает Андрей Рыжков, в случае с аэропортами есть еще один способ решения вопроса - изменить не название аэропорта как географического объекта, а название юридического лица - оператора. У нас на слуху новый порт - «Морской фасад». А ведь он официально называется «Морской пассажирский порт Санкт-Петербург», тогда как «Морской фасад» - это название оператора! И уже, кстати, есть много подобных решений в РФ, которые принимались на уровне местных властей. Например, ульяновский губернатор издал распоряжение «о присвоении аэропорту имени Н. М. Карамзина». В федеральном списке он остался аэропортом «Баратаевка», но имя Николая Михайловича Карамзина гордо красуется на его фасаде.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком « «Пулково» имени кого?».
Комментарии