«Балтиец» держит нос по ветру

Красавица-шхуна «выслушала» напутственные речи и бравурные звуки «Прощания славянки». А затем, покачивая взметнувшимися в небо желтыми 32-метровыми мачтами, покинула место стоянки - причальную стенку в створе 12-й и 13 линий Васильевского острова на набережной Лейтенанта Шмидта. Для учебного парусника «Юный Балтиец» это будет первый после модернизации и прошлогоднего пробного плавания серьезный, полноценный рейс, а для большинства курсантов Морского технического колледжа имени адмирала Д. Н. Сенявина - первый в их жизни выход в открытое море. Миновав Финский залив, судно выйдет в Северное море и возьмет курс на порт Лох-Ю (север Шотландии), где 75 лет назад были сформированы и отправились в Архангельск легендарные арктические конвои.

 «Балтиец» держит нос по ветру | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Двухмачтовую шхуну «Юный Балтиец» заложили в 1988 году на Балтийском заводе, а годом позже спустили на воду. Корабль был сделан для шлюпочных практик воспитанников клуба «Юнга», много лет существовавшего при Ленинградском дворце пионеров. Парусники в нашей стране на ту пору не строили уже несколько десятилетий, с 1913 года, - для российских корабелов это стало своего рода «пробой пера». Но корабль получился на славу.

Он участвовал практически во всех европейских регатах - в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки «Катти Сарк», и показывал неплохие результаты. Но шло время, судно стало нуждаться в ремонте. В 2012 году после основательной восстановительной встряски и модернизации (средства были выделены из городского бюджета) учебную гафельную шхуну передали Морскому техническому колледжу.

Работы велись в Петербурге, на Балтийском и Канонерском заводах, в Кронштадте и продолжались около четырех лет. На «Юном Балтийце» появился современный штурманский пульт, там заменили главный двигатель, дизель-генератор, насосы и весь такелаж. Кораблю вернули первозданный белый цвет, сшили для него новый комплект парусов (их общая площадь - 500 кв. метров) и в обновленном виде преподнесли курсантам, которые проходили до этого практику на морских и речных кораблях обычного типа.

Пробный выход в море парусник, получивший вторую жизнь, совершил летом прошлого года. Сначала отправились в Выборг, а затем, спустя время, в один из латвийских портов. Шхуна показала себя превосходно.

«Да, это хорошее судно, - подтверждает капитан Дмитрий Костин. - Его строили в соответствии с чертежами рыболовецкого логгера, по всем правилам и канонам. Как-то раз в Северном море корабль попал в жесткий девятибалльный шторм, но выдержал испытание - он надежен, очень устойчив. Ну и, конечно, красив: в 2009 году корабль был задействован на празднике «Алые паруса», порадовал выпускников школ».

Однако парусного флота в России давно уже нет, для чего колледжу понадобилась учебная шхуна? Можно много рассуждать о романтике дальних путешествий, о том, что будущие мореходы должны не только знать, как по-настоящему выглядят фок- и грот-мачты, чем отличается кливер от стакселя, но и уметь ставить паруса в любую погоду. Все это, конечно, необходимо, но не менее важно морякам обладать чувством локтя, а получить навыки командной работы можно лишь во «взрослом» плавании.

«На паруснике я впервые, буду работать на камбузе, - говорит старшекурсник Александр Булгаков, - очень хочется побывать в море, увидеть дальние страны, о которых только читал. Особого волнения нет, а вот родители, похоже, переживают. И чтобы подбодрить меня, то и дело повторяют: держи нос кверху».

В навигацию этого года «Балтийцу» предстоит совершить несколько рейсов. Первая команда (30 курсантов и 17 членов экипажа, сотрудников колледжа) побывает в Шотландии - дорога туда займет десять дней. Юные петербуржцы примут участие в торжествах, посвященных юбилею арктического конвоя времен Второй мировой войны: возложат цветы к монументу и пройдут торжественным маршем мимо ветеранов. А спустя несколько дней вернутся той же дорогой, не заходя по пути ни в один из портов.

Затем шхуна совершит северный рейс - побывает в Архангельске и на Соловецких островах, где предстоят торжества по случаю 75-летия школы соловецких юнг, воспитанники которой тоже покрыли себя славой в войне. А третий поход, уже в конце лета, станет для корабля последним в нынешнем году значимым экзаменом: «Юный Балтиец» примет участие в европейской регате (Германия - Швеция - Латвия - Финляндия) и завершит навигацию в сентябре.

За эти несколько месяцев больше ста курсантов судоводительского и судомеханического отделений, которые отрабатывали навыки на берегу в учебно-тренировочном центре, пройдут практику в море. Научатся идти под парусами, работать в машинном отделении и на камбузе, нести многочасовую нелегкую вахту, а значит, станут настоящими моряками, уверен директор колледжа Виктор Никитин.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...