210 дней на воде. В Северной столице завершается навигация по рекам и каналам
Через несколько дней в Петербурге завершится навигация на реках и каналах — традиционно днем ее окончания считается 15 ноября. С этой же даты обычно прекращается и разводка мостов через Большую Невку. И хотя остальные разводные мосты перестанут поднимать крылья только к началу зимы, предварительные итоги пассажирской навигации внутри Северной столицы уже известны.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В этом году она официально стартовала с торжественной церемонии у стен Нарышкина бастиона Петропавловской крепости 25 апреля. И, судя по всему, не станет самой протяженной во времени: нынешняя навигация продлится 210 дней, а год назад была на четыре дня дольше. Зато нынешняя, по оценке городского комитета по транспорту, оказалась рекордной по числу обслуживавших пассажиров судов — в 2025‑м их было на 13 % больше, а численность достигла 678 единиц. Рекордным стал и другой важный показатель: нынче причальная инфраструктура города обеспечила свыше 48 тыс. швартовок и обслужила 182 тыс. пассажиров — на 22 % больше, чем годом ранее.
Что неудивительно: в навигацию прошлого года в Северной столице помимо 20 городских причалов действовало более 120 находящихся в аренде у коммерческих организаций. Не считая более сотни спусков к воде, с которых предприимчивые организаторы водных прогулок тоже часто забирают пассажиров. Причем реальные объемы пассажиропотока по этой категории «причалов» толком никто оценить не может — официальной статистики по ним нет. Как и любой другой… Чего не скажешь о причалах, находящихся в собственности города: в их случае известен даже размер дохода за период навигации — он превысил 94,3 млн рублей.
Эксперты уверяют, что в целом по водным путям Петербурга в минувшем году удалось перевезти около 5,2 млн человек. Примерно столько же, сколько и в 2024‑м. Почему с учетом заметного роста общего числа туристов участников водных прогулок не стало пропорционально больше? Ведь число гостей Северной столицы в текущем году увеличилось примерно на 10 %. «Прямой зависимости между этими показателями нет, — считает один из знакомых капитанов. — Во-первых, помимо туристов часто устраивают себе небольшие путешествия по воде и сами горожане. А во‑вторых, на наш бизнес большое влияние оказывает погода: как только на небе сгущаются тучи и начинает накрапывать дождик, количество желающих прокатиться по Фонтанке или Неве тут же сокращается». Поэтому вполне вероятно, что при росте числа туристов петербуржцев, желающих прокатиться по воде, в навигацию 2025 года стало меньше.
«Равелин» на заливе. Новый экскурсионно-прогулочный катамаран будет ходить в Кронштадте И это хорошо заметно: если в разгар навигации, в июне-июле, на Фонтанке между мостами на Московском и Измайловском проспектах было ошвартовано несколько десятков разнокалиберных катеров, то сейчас их уже единицы. А большие вместительные суда все чаще остаются у причалов — прежних очередей из готовых прогуляться по воде уже нет. «Да и погода в этом сезоне нельзя сказать, что была хороша, — поделился тот же капитан. — Да, были периоды жары, когда народ валом валил на причалы — только успевали рейсы выполнять. Но под конец навигации погода подкачала — и весь сезон оказался смазан».
Что касается тематики водных прогулок, то она год от года изменяется немного. Как правило, наиболее популярны трансфер на скоростных судах из Петербурга в Петергоф и Кронштадт (парк «Остров фортов»). Экскурсии вокруг кронштадтских фортов и «классика» по малым рекам и каналам Северной столицы. А также ночные программы на развод мостов, путешествия на теплоходах-ресторанах под звуки музыки и поездки в формате «вошел-вышел», участвующие в комбинированных турах по Петербургу.
Как будет развиваться это направление туризма в ближайшем будущем? По мнению заместителя председателя комитета по транспорту Дмитрия Ваньчкова, «нам крайне необходимо утвердить единый стандарт, который включит в себя обязательные требования к внешнему виду и техническому состоянию причалов». А кроме того, речь идет о появлении в городе единой информационной системы управления причальной инфраструктурой. Что в целом, по словам Ваньчкова, «обеспечит прозрачность, безопасность и доступность водного транспорта для всех». «Мы уже разрабатываем этот стандарт и в ближайшее время представим его на рассмотрение в Законодательное собрание для широкого обсуждения с экспертами и участниками рынка», — заявил чиновник.
В частности, обещают запустить пилотный проект, благодаря реализации которого на одном из городских причалов появятся турникеты для контроля доступа по билетам. Еще одной принципиальной новинкой следующей навигации должно стать появление двух новых причалов («Летняя пристань» в Кронштадте и «Сидоровский канал» в Ломоносове), что должно привести к появлению регулярного водного маршрута из Ленобласти в Петербург, который свяжет пригороды мегаполиса с Речным вокзалом.
Планы подкреплены и деньгами. Так, в ближайшие три года на обслуживание, содержание и ремонт причалов, включая причалы Речного вокзала и специализированную стоянку для хранения задержанных маломерных судов, подведомственную профильному комитету Смольного, Агентство внешнего транспорта получит более 322 млн рублей, из которых большая часть (123,5 млн) придется как раз на 2026 год.
Впрочем, есть у этого направления и «узкое место» в виде стареющего флота. Да, в Петербурге в последние годы появились несколько новых пассажирских катамаранов проектов «Котлин» и «Соммерс», построенных в рамках реализации государственной программы обновления флота при поддержке Минпромторга России и по заказу Государственной транспортной лизинговой компании. Да, в июле 2025‑го в Северной столице запустили регулярные прогулочные рейсы на первом судне «Стрельна» проекта «Москва 2.0», приводимом в движение электричеством. Однако в Москве круглогодично работающие на трех маршрутах электросуда совершили уже более 58 тыс. рейсов и перевезли около 1,5 млн человек. Их в столице больше двух десятков, а до конца 2025‑го поступят еще десять, восемь из которых заложены на верфи в Петербурге. Более того: в период до 2030‑го Москва намерена открыть семь регулярных круглогодичных маршрутов по воде и построить собственную верфь, способную производить до 50 электросудов.
Петербургу о таких масштабах развития водных прогулок и обновления флота, похоже, остается только мечтать. Вместе с тем при существующих объемах пассажиропотока даже существующих прокатных емкостей достаточно. Во всяком случае о каком‑либо дефиците пассажирских судов на внутренних реках и каналах Северной столицы открыто пока никто не говорит.
Читайте также:
Пристанище на варяжском пути: в Карелии появится новый речной причал
«Всевидящее око» на реке. Современная техника наблюдает за любителями водных прогулок
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (8031) от 10.11.2025 под заголовком «210 дней на воде».




Комментарии