Пристанище на варяжском пути: в Карелии появится новый речной причал

Причальная сеть на водном маршруте, связывающем Петербург и Ленобласть с соседними регионами, скоро расширится. Еще один речной причал появится около поселка Салми, расположенного на северо-восточном берегу Ладоги. Он дополнит востребованную у пассажиров инфраструктуру, которая строится в рамках межрегионального проекта на воссоздаваемом историческом пути «из варяг в греки». Точнее, на значительной его части.

Пристанище на варяжском пути: в Карелии появится новый речной причал | ФОТО Joey Genovese on Unsplash

ФОТО Joey Genovese on Unsplash

Выполнение этого масштабного проекта, реализуемого в интересах Петербурга, 47‑го региона, Псковской области и Карелии, можно оценивать по‑разному. Кто‑то сетует на то, что работы по нему идут медленно и сеть причалов на этом водном пути пока не отвечает ожиданиям пассажиров и судовладельцев. А кто‑то настроен оптимистично: мол, все идет свои чередом и уже выполнен (заметим, на внебюджетные средства) значительный объем работ.

Как бы там ни было, на привлекательном для туристов историческом пути «из варяг в греки» в последние годы открываются то один новый причал, то другой. В середине прошлого лета речное круизное судно «Сергей Есенин» впервые пришвартовалось к новому такому объекту, построенному на финальной точке этого речного маршрута, у стен Новгородского кремля.

Этот крупный причал, способный выдерживать бурное половодье и сокрушительный ледоход, был построен по современным технологиям на реке Волхов довольно быстро. К тому времени схожие места для швартовки появились в рамках проекта не только в Ленобласти (Орешек, Старая Ладога, Невская Дубровка, Кириши и др.). К межведомственному проекту успела приобщиться и Псковская область, где сооруженный в том же стиле причал был открыт у села Грузино, стоящего на Волхове.

Вообще по темпам строительства инфраструктуры для водного транспорта Ленобласть занимает сегодня одно из лидирующих мест в нашей стране, уверен Михаил Присяжнюк, глава комитета по транспорту 47‑го региона. По его мнению, причальная инфраструктура в области развивается темпами, соответствующими устойчивому росту внутреннего туризма. Ну а скоро новое пристанище для судов появится и в Карелии, северной части «варяжского» маршрута. Причем более крупное, чем новгородское (длиной около 100 метров), способное принимать четырехпалубные круизные теплоходы и скоростные суда.

Прибрежная полоса в этой части Ладожского озера (в относительной близости от нее находится, кстати, Валаам) изобилует большими и малыми закрытыми от ветров бухтами. Там можно построить не один современный причал, а гораздо больше, и в непогоду, когда на Ладоге разгуляется шторм, в этих естественных укрытиях смогут пережидать его любые суда…

Разговоры об этом шли давно. А в нынешнем году участники проекта решили, что пора перейти от слов к делу. В начале мая у поселка Салми появятся геодезисты и инженеры-изыскатели, чтобы изучить местность. Получив от них рекомендации, к работе приступят проектировщики, рассказал председатель профильного комитета.

Некоторое время уйдет на подготовку. Туда предстоит доставить механизмы для создания свайного поля (щадящим окружающую среду методом вибропогружения) и технику, подвезти к берегу стройматериалы. После этого, ближе к финишу навигации или в конце 2025‑го, как ожидается, начнется строительство объекта, то есть стартует совместный проект Лен­области и Карелии.

Строить причал можно будет как с берега, так и со стороны акватории (для этого придется подвести туда плавкран), уточнил Михаил Присяжнюк. А зимой, когда Ладога покроется льдом, подрядчик продолжит вести сварку палубных конструкций, чтобы построить и сдать этот большой сложный объект поскорее.

Добираться к нему можно будет и на автотранспорте — со стороны карельского города Сортавалы или с восточной части Ленобласти, от Лодейного Поля. Благодаря своему удобному положению новый причал станет опорным пунктом туристического маршрута «Ладожское кольцо», считает отраслевой эксперт Василий Марфин. Появление этого объекта послужит толчком для создания в районе Салми большого туристско-рекреационного кластера, который привлечет любителей природы из Петербурга и Москвы. Ведь северо-восток Ладоги, где немало скитов и храмов, живописных водопадов и старых каменоломен, других достопримечательностей, остается почти неосвоенным.

Но для этого понадобится увязать водный транспорт с железнодорожным и автомобильным, развивая логистические маршруты. Эти вопросы чиновники собираются обсудить на совместном заседании правительств двух регионов, подключив к разговору федеральные структуры, отметил Присяжнюк.

Между тем на всей системе вод­ных объектов Волго-Балта пассажирские перевозки в нынешнюю навигацию, по самым осторожным прогнозам, окажутся на уровне прошлого года. Тогда по рекам и каналам этого водного пути, охватывающего семь регионов, речники перевезли 375,9 тыс. пассажиров, напомнил Дмитрий Глушаков, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балта». Хотя, скорее всего, этот показатель будет куда выше.

Благоприятные погодные условия позволили открыть там нынче навигацию на пять дней раньше намеченного, 25 апреля (на отдельных участках шлюзы начнут действовать с 5 мая). Этому способствовала и большая предварительная работа. А значит, судовладельцы, для которых дорог каждый весенне-летний день, смогут перевести по итогам навигации-2025 больше грузов и пассажиров.

Говорить о каких‑либо цифрах преждевременно. Но известно, что судоходные компании собираются открывать в Ленобласти дополнительные маршруты. И выводить туда скоростные суда, обслуживающие другие водные линии, добавил Михаил Присяжнюк. Да и судовладельцы-москвичи, заходя на этот региональный рынок, проявляют активность. Словом, есть основания полагать, что количество скоростных судов и судозаходов в регионе нынче заметно вырастет.

Читайте также:

Районные инициативы по развитию туризма и гостеприимства станут областными

Работа для ладожских маяков. Завершается подготовка к навигации-2025


#причал #Карелия #инфраструктура #навигация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7899) от 29.04.2025 под заголовком «Пристанище на варяжском пути».


Комментарии