12 станций за 12 лет? Как будет развиваться метро Петербурга

Пока городские власти готовятся перевести стрелки от ныне действующего «Метростроя» к будущему «Метрострою Северной столицы», проектировщики актуализировали программу развития петербургской подземки. Как и генеральный план города, эта программа концептуально определяет строительство и реконструкцию линий и станций на 25 лет – до 2045 года. Более детально расписана первая половина этого срока. До 2032 года в Петербурге планируют открыть 12 новых метровокзалов.

12 станций за 12 лет? Как будет развиваться метро Петербурга | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Актуализацию планов строительства питерской подземки подготовил по заказу городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) наш известный НИПИ «Ленметрогипротранс» (согласно данным поисковика kartoteka.ru, зарегистрирован в Петербурге по адресу: Большая Московская, дом 2/1).

–  В генеральной схеме развития метрополитена до 2045 года значится порядка 40 станций. Работа над программой продолжается. Если же говорить о более близких перспективах, то наибольший прирост приходится на новую, коричневую, ветку метро. До 2032 года там должно быть введено в эксплуатацию шесть станций, еще шесть планируют построить в течение этого периода на других линиях. Разумеется, такие планы могут быть реализованы только при выделении соответствующего финансирования, –  пояснил нашей газете заместитель генерального директора по проектированию метрополитенов ОАО «Ленметрогипротранс» Владимир Марков.

Ближайшие открытия новых станций подземки, как известно, отнесены на 2024 год. К этому сроку должно быть завершено строительство первого участка шестой (коричневой) ветки со станциями «Казаковская» и «Путиловская», последняя станет переходной на первую линию –  на станцию «Кировский завод». Еще один пуск 2024 года –  «Горный институт» на Васильевском острове. К сожалению, запуск поездов на участке от «Спасской» до «Горного института» планируется без остановки на «Театральной». Ее подземный вестибюль к этому времени построят, а вот выход наверх пробит не будет. Тем не менее «Театральная» фигурирует в списке станций, которые откроют до 2032 года.

Среди других –  «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная», расположенные на продолжении новой, шестой, ветки метро. При этом «Заставская» будет переходной с «Московскими воротами», что на второй ветке. А «Каретная» свяжет шестую линию с пятой, эту станцию еще называют «Обводный канал-2», соответственно, она будет соединена переходом с ныне действующей станцией «Обводный канал».

Кстати, несколько недель назад подготовлен проект планировки территорий продолжения этой ветки в другую сторону –  от «Казаковской» до Сосновой Поляны, со станциями «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна». Но прокладка этого участка значится в отдаленных перспективах, уже после 2032 года.

В дюжину станций, которые планируют открыть в течение 12 лет, входит также «Кудрово». В город-спутник пробьют тоннель от метровокзала «Улица Дыбенко», конечной станции Правобережной линии, там расстояние не так уж велико, чуть более двух километров. Еще две станции –  «Яхтенная» и «Планерная» –  должны быть построены на третьей линии вслед за «Беговой». При этом «Планерная» станет переходной со станцией «Шуваловский проспект» пятой линии, к ней пробьют тоннель от нынешней конечной станции северного участка Фрунзенско-Приморской линии –  «Комендантский проспект».

Сроки постройки и открытия станций на период от 2024 до 2032 года не определены. При этом проблема не только в том, каким будет финансирование строительства подземки. Несколько лет назад планировалось, что город станет ежегодно выделять 30 миллиардов рублей на проектирование и строительство метрополитена. Однако пандемия в значительной степени эти планы нарушила. Не меньший урон строительству подземки в Петербурге нанесло и предполагаемое банкротство ОАО «Метрострой» (очередное заседание Арбитражного суда назначено на последний день лета, 31 августа). Видимо, осенью старт должна принять новая организация с 65-процентным пакетом акций у города –  «Метрострой Северной столицы». Насколько безболезненной или, напротив, проблемной окажется передача строящихся тоннелей и станций, а главное –  работников от одного предприятия другому, нам еще предстоит узнать.

–  Других метростроителей у нас в городе нет, необходимо максимально бережно относиться к ныне занятым в этой отрасли работникам. Труд в тоннелях тяжелый и сложный, не думаю, что нынешняя петербургская молодежь будет активно устраиваться на такую работу. Важно также сохранить специалистов. Профессии в метростроении осваивают годами, –  отмечает известный эксперт подземного строительства, руководитель тоннельной ассоциации «Северо-Запад» Сергей Алпатов.

Еще одна проблема, о которой все чаще говорят специалисты, –  отсутствие задела в проектировании новых участков подземки. При этом существующие проекты в связи с затяжкой в их реализации придется тоже пересматривать. К примеру, начало пробивки продолжения третьей ветки –  от «Беговой» до «Планерной» –  планировалось еще в 2018 году. Тогда самый производительный из проходческих щитов «Надежда» после завершения им прокладки тоннеля до «Новокрестовской» (ныне «Зенит») должен был быть сразу перевезен в шахту на Туристской улице, чтобы после профилактики и монтажа начать проходку в сторону «Планерной». Однако щит отправили строить метро в Москве. А ведь это единственный проходческий комплекс в Петербурге, способный прокладывать двухпутный тоннель. Без него пробивка от «Беговой» далее на север практически невозможна. Проект сделан именно в расчете на строительство двухпутного тоннеля.

–  Пока у нас заказов на новые проекты по строительству петербургского метро нет, а эта работа не на месяцы. Проект делается два-три года, плюс согласования и прохождение Госэкспертизы. Между тем город строится, растет, на его проспектах и улицах становится все больше транспорта. Без прокладки новых линий метрополитена развитие Петербурга невозможно. Решить вопрос доставки пассажиров наземным транспортом –  автобусами, трамваями, троллейбусами –  малореально. Львиную долю пассажиропотока в мегаполисах, подобных Северной столице, должна принимать на себя подземка, –  считает специалист по проектированию метрополитенов Владимир Марков.

#Петербургский метрополитен #транспорт #метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6993) от 23.08.2021 под заголовком «12 станций за 12 лет?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.