Суд в конце тоннеля. Почему остановилось строительство метро в Петербурге

Прежний «Метрострой» близок к банкротству, другого пока нет. Столь неопределенная ситуация в петербургском метростроении сохраняется уже не месяцы, а годы. Как результат – строительство станций и тоннелей ведется по остаточному принципу. Сегодня работа идет на двух линиях из шести. Возможно, ситуация разрешится осенью. На последний день лета, 31 августа, назначено заседание Арбитражного суда по банкротству ОАО «Метрострой», а в Смольном создается новая компания с 65-процентной долей города.

Суд в конце тоннеля. Почему остановилось строительство метро в Петербурге | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Но сначала о самом главном –  непосредственно о строительстве метро. Прежний, существующий пока «Метрострой» ведет работу на новой, шестой, линии петербургской подземки, где, прямо скажем, в не близком еще 2024 году должен быть запущен в эксплуатацию один перегон с двумя новыми станциями –  от «Юго-Западной» до «Путиловской». Стоит отметить, что ввод даже такого мизерного участка коричневой ветки решит транспортные проблемы десятков тысяч людей, проживающих в районе пересечения проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова.

Это к слову о значении метро в нашем городе: без станций подземки многие кварталы, даже располагающиеся вблизи исторического центра, становятся «медвежьими углами» в транспортном отношении. Одним из таких труднодоступных мест была и останется еще на многие годы Театральная площадь с тремя сценами Мариинки и Консерваторией. Ведь даже ввод в строй в 2024 году участка оранжевой ветки от «Спасской» до «Горного института», где сегодня идут работы, не позволит театралам добираться сюда на метро: подземный вестибюль станции «Театральная» построят, но выхода наверх из него не будет. Кстати, это весьма характерный пример инертности действий городских властей, которые более десятка лет не могут определиться, где же все-таки должен быть выход с будущей станции.

Не спеша, мягко говоря, решаются профильными комитетами городской администрации и вопросы, связанные с переводом стрелок в петербургском метростроении от одной компании к другой. Арбитражное судебное производство относительно ОАО «Метрострой», в том числе по признанию компании банкротом, открыто еще в 2019 году. В связи с большим количеством кредиторов и новыми оперативно возникающими вопросами заседание суда переносится уже не первый раз, очередное назначено на 31 августа. По некоторым данным, осенью приступит к работе и новая компания «Метрострой Северной столицы», которая на бумаге уже создана –  с 65-процентной долей города в уставном капитале.

«Управление транспортной отраслью как наиболее важной в обеспечении комфортности проживания населения и в то же время как источник повышенной опасности во всем мире остается прерогативой государства, муниципальных властей. Видимо, изначально было ошибкой отдавать крупнейшее предприятие этой отрасли в частное владение. Что такое частная компания: сегодня она есть, а завтра решили разбежаться –  и все. С этой позиции решение властей вернуть себе определяющую управленческую роль в городском метростроении следует признать положительным фактором», –  считает эксперт редакции по транспортным проблемам профессор Олег Белый. По его мнению, хорошо бы вернуться и к концепции развития метро, разработанной еще в советское время, разумеется, с актуализированными корректировками. «И главное –  власти должны проявлять твердую волю по реализации принятых концептуальных решений», –  говорит эксперт.

Проявление «твердой воли» от профильных комитетов, в ведении которых находится транспортная отрасль, следует ожидать осенью.

Причем независимо от того, вынесет наконец какое-то решение арбитражный суд или судебное заседание вновь будет перенесено. Потерянные годы, конечно, не наверстаешь (к примеру, станцию «Горный институт» планировали открыть для пассажиров в 2019 году, теперь –  на пять лет позже), но безвременью в метростроении должен быть положен конец. «Дорожная карта» в администрации города на осень расписана. Хотя хлопот предостаточно.

«Вариантов не так много. Если новой компании «Метрострой Северной столицы» будет придан статус единственного поставщика (решение об этом принимается федеральным правительством), то контракты станут заключаться с этой компанией. Оборудование нынешнего «Метростроя», большая часть которого заложена, придется выкупать. При этом основной действующий штат предприятия должен будет написать заявления на перевод в новую компанию. Другой возможный вариант –  прежний «Метрострой» в какой-то форме сохранится и будет выступать в качестве субподрядчика «Метростроя Северной столицы», –  полагает известный специалист Валерий Кузнецов, до недавнего времени возглавлявший управление механизации «Метростроя».

При всех предстоящих пертурбациях, в том числе бумажных, прежде всего нельзя забывать о людях. Сохранить кадры –  первоочередная задача.

#строительство метро #Петербургский метрополитен #Метрострой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6966) от 15.07.2021 под заголовком «Суд в конце тоннеля».


Комментарии