2Vtzqv4Hz9U

12 станций за 12 лет? Как будет развиваться метро Петербурга

Пока городские власти готовятся перевести стрелки от ныне действующего «Метростроя» к будущему «Метрострою Северной столицы», проектировщики актуализировали программу развития петербургской подземки. Как и генеральный план города, эта программа концептуально определяет строительство и реконструкцию линий и станций на 25 лет – до 2045 года. Более детально расписана первая половина этого срока. До 2032 года в Петербурге планируют открыть 12 новых метровокзалов.

12 станций за 12 лет? Как будет развиваться метро Петербурга | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Актуализацию планов строительства питерской подземки подготовил по заказу городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) наш известный НИПИ «Ленметрогипротранс» (согласно данным поисковика kartoteka.ru, зарегистрирован в Петербурге по адресу: Большая Московская, дом 2/1).

–  В генеральной схеме развития метрополитена до 2045 года значится порядка 40 станций. Работа над программой продолжается. Если же говорить о более близких перспективах, то наибольший прирост приходится на новую, коричневую, ветку метро. До 2032 года там должно быть введено в эксплуатацию шесть станций, еще шесть планируют построить в течение этого периода на других линиях. Разумеется, такие планы могут быть реализованы только при выделении соответствующего финансирования, –  пояснил нашей газете заместитель генерального директора по проектированию метрополитенов ОАО «Ленметрогипротранс» Владимир Марков.

Ближайшие открытия новых станций подземки, как известно, отнесены на 2024 год. К этому сроку должно быть завершено строительство первого участка шестой (коричневой) ветки со станциями «Казаковская» и «Путиловская», последняя станет переходной на первую линию –  на станцию «Кировский завод». Еще один пуск 2024 года –  «Горный институт» на Васильевском острове. К сожалению, запуск поездов на участке от «Спасской» до «Горного института» планируется без остановки на «Театральной». Ее подземный вестибюль к этому времени построят, а вот выход наверх пробит не будет. Тем не менее «Театральная» фигурирует в списке станций, которые откроют до 2032 года.

Среди других –  «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная», расположенные на продолжении новой, шестой, ветки метро. При этом «Заставская» будет переходной с «Московскими воротами», что на второй ветке. А «Каретная» свяжет шестую линию с пятой, эту станцию еще называют «Обводный канал-2», соответственно, она будет соединена переходом с ныне действующей станцией «Обводный канал».

Кстати, несколько недель назад подготовлен проект планировки территорий продолжения этой ветки в другую сторону –  от «Казаковской» до Сосновой Поляны, со станциями «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна». Но прокладка этого участка значится в отдаленных перспективах, уже после 2032 года.

В дюжину станций, которые планируют открыть в течение 12 лет, входит также «Кудрово». В город-спутник пробьют тоннель от метровокзала «Улица Дыбенко», конечной станции Правобережной линии, там расстояние не так уж велико, чуть более двух километров. Еще две станции –  «Яхтенная» и «Планерная» –  должны быть построены на третьей линии вслед за «Беговой». При этом «Планерная» станет переходной со станцией «Шуваловский проспект» пятой линии, к ней пробьют тоннель от нынешней конечной станции северного участка Фрунзенско-Приморской линии –  «Комендантский проспект».

Сроки постройки и открытия станций на период от 2024 до 2032 года не определены. При этом проблема не только в том, каким будет финансирование строительства подземки. Несколько лет назад планировалось, что город станет ежегодно выделять 30 миллиардов рублей на проектирование и строительство метрополитена. Однако пандемия в значительной степени эти планы нарушила. Не меньший урон строительству подземки в Петербурге нанесло и предполагаемое банкротство ОАО «Метрострой» (очередное заседание Арбитражного суда назначено на последний день лета, 31 августа). Видимо, осенью старт должна принять новая организация с 65-процентным пакетом акций у города –  «Метрострой Северной столицы». Насколько безболезненной или, напротив, проблемной окажется передача строящихся тоннелей и станций, а главное –  работников от одного предприятия другому, нам еще предстоит узнать.

–  Других метростроителей у нас в городе нет, необходимо максимально бережно относиться к ныне занятым в этой отрасли работникам. Труд в тоннелях тяжелый и сложный, не думаю, что нынешняя петербургская молодежь будет активно устраиваться на такую работу. Важно также сохранить специалистов. Профессии в метростроении осваивают годами, –  отмечает известный эксперт подземного строительства, руководитель тоннельной ассоциации «Северо-Запад» Сергей Алпатов.

Еще одна проблема, о которой все чаще говорят специалисты, –  отсутствие задела в проектировании новых участков подземки. При этом существующие проекты в связи с затяжкой в их реализации придется тоже пересматривать. К примеру, начало пробивки продолжения третьей ветки –  от «Беговой» до «Планерной» –  планировалось еще в 2018 году. Тогда самый производительный из проходческих щитов «Надежда» после завершения им прокладки тоннеля до «Новокрестовской» (ныне «Зенит») должен был быть сразу перевезен в шахту на Туристской улице, чтобы после профилактики и монтажа начать проходку в сторону «Планерной». Однако щит отправили строить метро в Москве. А ведь это единственный проходческий комплекс в Петербурге, способный прокладывать двухпутный тоннель. Без него пробивка от «Беговой» далее на север практически невозможна. Проект сделан именно в расчете на строительство двухпутного тоннеля.

–  Пока у нас заказов на новые проекты по строительству петербургского метро нет, а эта работа не на месяцы. Проект делается два-три года, плюс согласования и прохождение Госэкспертизы. Между тем город строится, растет, на его проспектах и улицах становится все больше транспорта. Без прокладки новых линий метрополитена развитие Петербурга невозможно. Решить вопрос доставки пассажиров наземным транспортом –  автобусами, трамваями, троллейбусами –  малореально. Львиную долю пассажиропотока в мегаполисах, подобных Северной столице, должна принимать на себя подземка, –  считает специалист по проектированию метрополитенов Владимир Марков.

#Петербургский метрополитен #транспорт #метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6993) от 23.08.2021 под заголовком «12 станций за 12 лет?».


Комментарии