12 станций за 12 лет? Как будет развиваться метро Петербурга
Пока городские власти готовятся перевести стрелки от ныне действующего «Метростроя» к будущему «Метрострою Северной столицы», проектировщики актуализировали программу развития петербургской подземки. Как и генеральный план города, эта программа концептуально определяет строительство и реконструкцию линий и станций на 25 лет – до 2045 года. Более детально расписана первая половина этого срока. До 2032 года в Петербурге планируют открыть 12 новых метровокзалов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Актуализацию планов строительства питерской подземки подготовил по заказу городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) наш известный НИПИ «Ленметрогипротранс» (согласно данным поисковика kartoteka.ru, зарегистрирован в Петербурге по адресу: Большая Московская, дом 2/1).
– В генеральной схеме развития метрополитена до 2045 года значится порядка 40 станций. Работа над программой продолжается. Если же говорить о более близких перспективах, то наибольший прирост приходится на новую, коричневую, ветку метро. До 2032 года там должно быть введено в эксплуатацию шесть станций, еще шесть планируют построить в течение этого периода на других линиях. Разумеется, такие планы могут быть реализованы только при выделении соответствующего финансирования, – пояснил нашей газете заместитель генерального директора по проектированию метрополитенов ОАО «Ленметрогипротранс» Владимир Марков.
Ближайшие открытия новых станций подземки, как известно, отнесены на 2024 год. К этому сроку должно быть завершено строительство первого участка шестой (коричневой) ветки со станциями «Казаковская» и «Путиловская», последняя станет переходной на первую линию – на станцию «Кировский завод». Еще один пуск 2024 года – «Горный институт» на Васильевском острове. К сожалению, запуск поездов на участке от «Спасской» до «Горного института» планируется без остановки на «Театральной». Ее подземный вестибюль к этому времени построят, а вот выход наверх пробит не будет. Тем не менее «Театральная» фигурирует в списке станций, которые откроют до 2032 года.
Среди других – «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная», расположенные на продолжении новой, шестой, ветки метро. При этом «Заставская» будет переходной с «Московскими воротами», что на второй ветке. А «Каретная» свяжет шестую линию с пятой, эту станцию еще называют «Обводный канал-2», соответственно, она будет соединена переходом с ныне действующей станцией «Обводный канал».
Кстати, несколько недель назад подготовлен проект планировки территорий продолжения этой ветки в другую сторону – от «Казаковской» до Сосновой Поляны, со станциями «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна». Но прокладка этого участка значится в отдаленных перспективах, уже после 2032 года.
В дюжину станций, которые планируют открыть в течение 12 лет, входит также «Кудрово». В город-спутник пробьют тоннель от метровокзала «Улица Дыбенко», конечной станции Правобережной линии, там расстояние не так уж велико, чуть более двух километров. Еще две станции – «Яхтенная» и «Планерная» – должны быть построены на третьей линии вслед за «Беговой». При этом «Планерная» станет переходной со станцией «Шуваловский проспект» пятой линии, к ней пробьют тоннель от нынешней конечной станции северного участка Фрунзенско-Приморской линии – «Комендантский проспект».
Сроки постройки и открытия станций на период от 2024 до 2032 года не определены. При этом проблема не только в том, каким будет финансирование строительства подземки. Несколько лет назад планировалось, что город станет ежегодно выделять 30 миллиардов рублей на проектирование и строительство метрополитена. Однако пандемия в значительной степени эти планы нарушила. Не меньший урон строительству подземки в Петербурге нанесло и предполагаемое банкротство ОАО «Метрострой» (очередное заседание Арбитражного суда назначено на последний день лета, 31 августа). Видимо, осенью старт должна принять новая организация с 65-процентным пакетом акций у города – «Метрострой Северной столицы». Насколько безболезненной или, напротив, проблемной окажется передача строящихся тоннелей и станций, а главное – работников от одного предприятия другому, нам еще предстоит узнать.
– Других метростроителей у нас в городе нет, необходимо максимально бережно относиться к ныне занятым в этой отрасли работникам. Труд в тоннелях тяжелый и сложный, не думаю, что нынешняя петербургская молодежь будет активно устраиваться на такую работу. Важно также сохранить специалистов. Профессии в метростроении осваивают годами, – отмечает известный эксперт подземного строительства, руководитель тоннельной ассоциации «Северо-Запад» Сергей Алпатов.
Еще одна проблема, о которой все чаще говорят специалисты, – отсутствие задела в проектировании новых участков подземки. При этом существующие проекты в связи с затяжкой в их реализации придется тоже пересматривать. К примеру, начало пробивки продолжения третьей ветки – от «Беговой» до «Планерной» – планировалось еще в 2018 году. Тогда самый производительный из проходческих щитов «Надежда» после завершения им прокладки тоннеля до «Новокрестовской» (ныне «Зенит») должен был быть сразу перевезен в шахту на Туристской улице, чтобы после профилактики и монтажа начать проходку в сторону «Планерной». Однако щит отправили строить метро в Москве. А ведь это единственный проходческий комплекс в Петербурге, способный прокладывать двухпутный тоннель. Без него пробивка от «Беговой» далее на север практически невозможна. Проект сделан именно в расчете на строительство двухпутного тоннеля.
– Пока у нас заказов на новые проекты по строительству петербургского метро нет, а эта работа не на месяцы. Проект делается два-три года, плюс согласования и прохождение Госэкспертизы. Между тем город строится, растет, на его проспектах и улицах становится все больше транспорта. Без прокладки новых линий метрополитена развитие Петербурга невозможно. Решить вопрос доставки пассажиров наземным транспортом – автобусами, трамваями, троллейбусами – малореально. Львиную долю пассажиропотока в мегаполисах, подобных Северной столице, должна принимать на себя подземка, – считает специалист по проектированию метрополитенов Владимир Марков.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6993) от 23.08.2021 под заголовком «12 станций за 12 лет?».
Комментарии