«Храм Солнца». Как возник «египетский» обелиск на правом берегу Невы

На Свердловской набережной, недалеко от дома № 64, где в советское время находился Выставочный зал Союза художников РСФСР, стоит семиметровый гранитный обелиск. В масштабах невской панорамы выглядит крошечным. Издали кажется, что он облеплен листьями гигантских растений, неведомо как попавших в наши северные края...

 «Храм Солнца». Как возник «египетский» обелиск на правом берегу Невы | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

На самом деле «листья» – это вырезанные на отшлифованном граните портреты, их 46. Ответ на вопрос о персонажах дает название монумента – «Обелиск знаменитым петербуржцам». Другое название – «Великие россияне» – приводится в пояснительной записке скульптора Александра Черницкого (1918 – 2010). Она была опубликована в книге воспоминаний «Искусство и жизнь» (2002). Кстати, там названо 48 имен, двое – Тарас Шевченко и Игорь Стравинский – в знаменитые не попали... Кроме портретов на обелиске выбиты тексты, в частности, из Ломоносова: «Согласие всех причин – самый постоянный закон природы».

Черницкий был учеником скульптора Александра Матвеева, «русского Родена». После посещения Египта в 1968 году его всерьез заинтересовала идея всемирной гармонии, согласия, красоты, созидания. По мнению скульптора, образом, отражающим гармонию, должен стать «Храм Солнца». Потом идея трансформировалась в обелиск знаменитым петербуржцам с шаром – символом солнца на вершине.

Авторами монумента стали сам Черницкий, его сын Александр, внук Сергей и архитектор Станислав Одновалов. Обелиск открыли в августе 2003 года, включив в програм му празднования 300-летия Петербурга. Впрочем, это событие прошло незаметно – юбилейные фанфары уже отгремели, гости давно разъехались. Вскоре тех, кто интересуется памятниками, заняли другие сюжеты. Сейчас и они позабылись, но ровно 15 лет назад Зураб Церетели предложил установить свой памятник Петру I в центре Петербурга. Тогда не было закона, который это запрещает. После бурных дискуссий императора «припарковали» у гостиницы «Прибалтийская».

Но вернемся к «семейному» обелиску Черницких. В литературе о нем говорится, что список великих был согласован самим Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Однако не следует понимать слово «согласовал» буквально. Выбор Черницкого субъективный – почтенный академик поддержал идею...

Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, считает, что место для обелиска выбрано неудачно. Несмотря на семиметровый «рост», это скорее станковое произведение; на широком пространстве Свердловской набережной оно явно теряется. Ему нужно искать другое, камерное, место или создать окружение, новый сценарий, который сделает обелиск заметным.

#памятник #история #река Нева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (6742) от 17.08.2020 под заголовком «По согласию всех причин».


Комментарии