Зеленая маска бизнеса. Ответственное потребление становится актуальным
Даже на фоне пандемии тема экологичности бизнеса и ответственного потребления остается модной и в обязательном порядке звучит в новостях производственных и продовольственных компаний. При этом остается открытым вопрос: может ли прибыльный бизнес быть по-настоящему «зеленым»? Но процесс в этом направлении идет, а российские потребители наконец-то начали обращать внимание на экологичность товаров и услуг.
ФОТО Втктора ДРАЧЕВА/ТАСС
Вы делайте, а мы посмотрим
Еще сравнительно недавно уже ставшая модной в Европе экологичная тематика в России была неактуальна. Так, в 2015 году аналитический центр НАФИ отмечал, что только 13% наших сограждан предпринимают какие-либо действия для защиты экологии, в том числе отдают предпочтение экологичным товарам. Теперь же ситуация резко изменилась: исследование потребительского поведения от консалтинговой компании PwC показало, что обеспокоенность вопросами экологии выражают 80% российских потребителей.
Более того, уже целых 47% говорят о том, что готовы платить больше за товары и услуги, не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду. В основном это представители поколения Z (родившиеся в период 1997 – 2012 годов) и более взрослые миллениалы. Люди старшего поколения и сейчас не хотят жертвовать комфортом ради формирования ответственных и экологических привычек. Впрочем, и «зумеры» могут несколько преувеличивать свою экосознательность: ответы на опросы еще не означают реальной готовности тратить лишние рубли.
С другой стороны, кто сказал, что экологичное производство должно быть невыгодным, а экологичные товары дороже? По идее, бережное отношение к ресурсам в конечном счете приведет к экономии, к тому же нужно учитывать возможные преференции от государства. Подвижки в этом направлении есть, запускаются программы устойчивого развития и другие экологические инициативы.
Например, в марте Экологический союз совместно с Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения выпустил «Руководство по включению экологических критериев в государственные закупки». Создатели документа рассчитывают, что госзакупки могут быть использованы для формирования спроса, воздействия на рынок и увеличения экологического потребления и производства.
Бизнес тоже подхватывает «зеленый» тренд – соответствующие новости становятся регулярными. Например, компания Procter&Gamble совместно с российским подразделением энергетического концерна Fortum планируют до конца 2021 года все площадки компании в России перевести на возобновляемую электроэнергию локального производства. Это коснется и петербургского завода Gillette.
Также в Северной столице и Ленобласти Valio и Tetra Pak запустили программу по раздельному сбору вторсырья. Первые десять пунктов для сбора установили в начале марта в Сертолове, еще десять пунктов появятся в Приморском, Выборгском и Адмиралтейском районах Петербурга. Предусмотрены контейнеры для пяти наиболее популярных фракций: стекло, бумага и картон, твердый пластик и многослойная картонная упаковка для напитков. Собранные отходы еженедельно вывозятся оператором «Точка сбора» предприятиям-заготовителям, расположенным в регионе, где осуществляются досортировка, прессование и отправка фракций на переработку.
С ноября 2020 года стартовал переход российского ассортимента молока и сливок Valio на новую – растительную – тару. В отличие от традиционного пластика внешний полимерный слой в новой упаковке произведен из биоэтанола, полученного из сахарного тростника. Использование такой упаковки позволит компании сократить суммарный объем обычного пластика на 52 тонны в год и значительно снизит совокупный объем выбросов CO2.
К этому проекту производитель молочной продукции приурочил создание коллекции дизайнерской одежды Plant & Milk design, ткань для которой была сделана из остатков молочного производства. Коллекция разработана в сотрудничестве с дизайнером и создателем экологичного ателье GO Ольгой Глаголевой.
«Ткани созданы из того, что является остатками в другой производственной цепочке, и в ином случае могло бы оказаться на свалке, – комментирует Ольга Глаголева. – Важно, что одежда из этих материалов также пригодна для переработки. Например, изделия из молочной ткани в дальнейшем после использования могут быть отправлены в промышленный компост, чтобы стать удобрением».
Мода или экология?
Потребительские предпочтения помимо продуктового рынка формирует даже индустрия моды и красоты. Сравнительно недавно она активно стимулировала массовое потребление, так называемую быструю моду, принцип которой «покупайте новое, выбрасывайте старое и снова покупайте... чем быстрее, тем лучше». Сегодня ситуация изменилась – ведущие модные бренды и ретейлеры хором декларируют свою причастность к ответственному потреблению.
Так, Procter&Gamble анонсировала выпуск многоразовой алюминиевой тары для шампуней со сменными блоками. Уже в апреле новые бутыли появятся в магазинах по всей России. Переход на использование многоразовой системы позволит в год снизить производство на 300 млн пластиковых бутылок и экономить до 10 тыс. тонн пластика.
В марте 2021 года в брендовых магазинах компании Inditex (Zara, Bershka и другие) появились контейнеры для ненужной одежды. Также в Петербурге стартовала программа переработки кроссовок бренда Nike, по которой любой желающий может подарить спортивной обуви вторую жизнь. Если поместить обувь в контейнер в фирменном магазине, то она отправится на один из крупнейших в России заводов по переработке – Дмитровский РТИ.
А вот H&M приходится делать более прозрачной свою программу переработки одежды в России. В прошлом году возник серьезный скандал, когда появилось множество сообщений, что собранные вещи без сортировки попадали на перепродажу. И это не единичная история – реальная экологичность «зеленого» бизнеса не всегда соответствует красивым декларациям.
«Конечно, радует, что сегодня столько внимания уделяется пропаганде ответственного потребления, – отмечает основатель петербургской компании по производству сумок из переработанных джинсов Jeans Revision Наталия Осикова. – Однако в большинстве случаев массмаркет использует подобные экоакции в качестве маркетинговых уловок, чтобы привлечь внимание к своей продукции. Как бы то ни было, но именно крупные представители массмаркета наносят непоправимый удар по экологии. Многие из них размещают заказы на производственных площадках в развивающихся странах, ориентируясь не на добросовестность этих производств, а на ценник».
Действительно, под «зелеными масками» зачастую скрывается не только хайповый пиар брендов и компаний, но и реклама многих продуктов. Покупателей привлекают модными «экозначками» и рекламными проспектами с рассказами о «чудесных» свойствах товаров. Например, в российских магазинах известной шведской мебельной сети недавно появились гардины, якобы очищающие воздух по принципу фотосинтеза. Представители компании уверяют, что благодаря своим фотокаталитическим свойствам покрытие этих гардин захватывает частицы, загрязняющие воздух в помещении, и расщепляет их под воздействием дневного света на диоксид углерода и молекулы воды. Однако на этикетке в обязательной графе «состав» указано, что товар состоит из 100%-ного полиэстера, а про чудо-покрытие из минеральных веществ нет ни слова. На вопросы въедливых покупателей отвечают, что, по условиям соглашения с партнером, раскрывать состав этого покрытия запрещено – коммерческая тайна.
Вам нужен пакетик?
Безусловно, пропагандировать экологический образ жизни необходимо. И порой даже недобросовестный пиар подталкивает людей к тому, чтобы задуматься над проблемами экологии. Однако спорных вопросов много, а с финансовой точки зрения жизнь в стиле «эко» многим россиянам недоступна. Вещи из переработанного материала в результате оказываются в несколько раз дороже обычной одежды.
«Этой зимой в магазине испанского бренда видела пальто из переработанной шерсти, – делится педагог одной из петербургских школ Елизавета Новикова. – Но в результате купила обычное шерстяное пальто в соседнем магазине. Оно мне и мягче показалось, и красивее, и обошлось на пять тысяч дешевле».
Трудно забыть и о главном атрибуте купли-продажи – пакетах. Многие магазины отказались от бесплатных полиэтиленовых пакетов, другие и вовсе исключили их из ассортимента, заменив платной биоразлагаемой тарой, в том числе в бумажном исполнении. Но польза экопакетов тоже вызывает споры. Например, представители компании «Яндекс.Лавка» на основании эксперимента по сравнению жизненного цикла пакетов из разных материалов пришли к выводу, что многоразовые пластиковые пакеты в конечном итоге даже экологичнее бумажной упаковки.
Конечно, бумага разлагается быстрее пластика, но для ее производства нужна древесина. А в процессе производства такой тары расходуется в десять раз больше воды, в пять раз больше энергии и в 1,8 раза больше топлива. При этом бумажные пакеты реже используются повторно, часто рвутся и пачкаются. Что касается переработки, то их нужно компостировать, а этот процесс в России пока не налажен.
Эти споры можно сравнить с разговорами об экологичности электромобилей, которые с учетом затрат на производство электричества, а также проблем с утилизацией аккумуляторов оказываются уже не такими «зелеными». Впрочем, во многом это вопрос технологии. Те же бумажные пакеты могут быть оправданны, если их производят из макулатуры. Так, та же «Яндекс.Лавка» сама тестирует пакеты из переработанной макулатуры для разделения разных товаров внутри одного заказа.
Простые потребители тем временем по-своему решают вопросы экологии.
«Мне не нравятся бумажные пакеты, – говорит петербурженка Ирина Алферова. – Обычный целлофановый пакет я ношу с собой и использую как минимум три – пять раз, а потом еще выбрасываю в него мусор, а бумажный – всего один раз. А в последнее время хожу в магазин с холщовой сумкой. Но не потому, что это экологично, а потому, что экономично».
Но вот как раз здесь никакого противоречия нет. Если разобраться, то экология – это и есть экономия, экономия ресурсов нашей планеты. А значит, по идее, при правильно организованной государством системе экология должна быть экономичной и для наших кошельков, и для зеленого бизнеса. Очевидно, что переход на разумные экологичные практики и формирование экокультуры – это вопрос времени.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (6901) от 12.04.2021 под заголовком «Зеленая маска бизнеса».
Комментарии