Магазины будущего. Как новые технологии меняют торговлю

Современные технологии входят в нашу повседневную жизнь, порой даже не спрашивая, хотим ли мы этого. Так что пора учиться договариваться с «умными» весами, предъявлять виртуальные дисконтные карты и совершать покупки путем сканирования лица или ладони.

Магазины будущего. Как новые технологии меняют торговлю | ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Скидки не для всех

Порой технологические прорывы оказываются преждевременными. Недавно, например, наблюдала такую сцену. У кассы магазина известного сетевого дискаунтера стояла растерянная старушка и с помощью лупы изучала полученный чек.

«Но ведь на молоко скидка, а вы мне пробили без нее...» – обратилась она к кассиру.

«Скидка только по карте», – отрезал тот.

«У вас теперь карты появились? А как мне такую карту можно получить?» – заинтересовалась покупательница.

Увы, заветную карту она так и не получила. Дело в том, что с февраля этого года продуктовая сеть экономкласса, следуя прогрессу, решила внедрить дисконтные карты в виртуальном формате. Получить такие карты могут только члены так называемого клуба друзей сети, скачавшие специальное мобильное приложение.

«А вы мне не поможете скачать это приложение, а то я не умею этого делать», – попросила покупательница кассира, протянув ему старенький кнопочный телефон, на котором, само собой, никакое приложение установить невозможно.

В результате старушка, как и многие другие постоянные покупатели, осталась без заветной карты, а соответственно, без скидок. Авторы реформы явно не учли тот факт, что основная часть покупателей этой торговой точки – представители старшего поколения, которые не готовы к радикальным новшествам.

Не по душе пришлась эта идея и более продвинутым покупателям – устанавливать в смартфон лишнее (к тому же, судя по отзывам, сырое) приложение и делиться с очередным магазином персональными данными готовы не все. В результате налицо не технологический прогресс, а дискриминация по цифровому признаку.

Оплата «лицом»

Однако, несмотря на отдельные накладки, торговые залы стремительно меняются под воздействием новых технологий. К кассам самообслуживания люди уже начали привыкать, а вот навык оплаты покупок с помощью мобильного приложения, вообще без использования касс, только осваивают. Такую услугу в прошлом году предложили «Азбука вкуса» и X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»).

Следующий шаг в эволюции бесконтактного шопинга – автоматизированные магазины без кассиров и продавцов. Так, главным событием прошлого года стало открытие торговой сетью «Пятерочка» первого магазина с полностью автоматизированной системой покупок. Во всяком случае время для запуска такого проекта выбрано идеальное – в разгар пандемии магазины без продавцов гораздо безопаснее обычных.

Естественно, в такие магазины изначально пойдет только технически продвинутая публика. Проект понравился миллениалам и представителям поколения Z. Экспериментальный магазин расположен в Москве, однако, возможно, в нынешнем году такие торговые точки появятся и в Петербурге.

К слову, первые магазины без касс и продавцов появились еще несколько лет назад в США и Китае. Одним из пионеров стал Amazon, который недавно презентовал устройство, позволяющее делать покупки в магазинах путем сканирования ладони.

В России «ладонями» пока еще никто не расплачивается. Зато есть примеры совершения покупок с помощью биометрии. С 2019 года такие проекты тестировали «Магнит» и «Лента». Два года назад в московских магазинах «Магнит» покупатели впервые получили возможность рассчитываться за товар при помощи технологии Face ID, то есть сканера лица. Для оплаты с помощью этой технологии клиенту необходимо зарегистрироваться в приложении ретейлера, ввести личные данные и загрузить свое фото. После этого покупатель может не носить с собой наличные, банковские карты и даже смартфон. Система распознает лицо покупателя и списывает средства с его счета.

Еще одна примета нашего времени – стирание границ между обычными торговыми точками и онлайн-магазинами. Например, покупатель может оформить покупку через соцсеть, забрать ее в пункте выдачи в ближайшем супермаркете, а при необходимости оформить возврат во флагманском магазине ретейлера. Подобную омниканальную модель взаимодействия с потребителем отрабатывают платформы e-commerce и ведущие продуктовые сети.

И, конечно, ретейлеры активно экспериментируют с технологиями, которые «подсматривают» за потребителями, чтобы затем адресно предлагать им товары, оптимизировать цены и ассортимент. Важную роль в этом играет технология больших данных (big data). Благодаря аналитическим данным «большой брат потребления» узнает, куда и как мы ходим, чем интересуемся и увлекаемся. Пример использования подобных технологий – онлайн-навигация. Когда человек проходит мимо магазина, а на его гаджет поступают push-уведомления, которые его могут заинтересовать.

Товар отменит «Галя»

Описанные выше фишки знакомы покупателям, так как они ими пользуются сами. Однако есть целый пласт современных технологий, которые внедряют за кулисами торгового зала. Помогая персоналу, они делают наше пребывание в магазине более комфортным.

Так, в прошлом году одна из компаний представила «умные» весы – устройство, которое с помощью компьютерного зрения автоматически распознает весовой товар (даже в пакете), включая фрукты, овощи и конфеты. Оборудование монтируется на существующую весовую платформу и состоит из камеры и вычислительного модуля, которые передают данные в общую нейросеть.

Зачем это нужно? Дело в том, что в ассортименте магазина в среднем может находиться около 200 различных весовых товаров. Задача кассира – найти товар в иерархическом меню на клавиатуре или по памяти вбить от 3 до 8 цифр. «Умные» весы позволяют эти операции оптимизировать: покупателю не нужно искать весы самообслуживания, а персоналу – запоминать код товара. В результате устройство помогает кассирам ускорить обслуживание покупателей.

А другая компания «взяла в штат» электронную «Галю», которая умеет быстро совершать привилегированные операции на кассе. Речь идет о чат-боте Set Galya, который позволяет кассирам удалять товары из чека, отменять последнюю позицию и менять количество покупок без личного участия старшего кассира.

С миру по идее

Понятно, что новые технологии, с которыми сталкивается покупатель в торговых залах, не падают с неба. Это сложные процессы, которые требуют значительных интеллектуальных и материальных ресурсов. Чтобы их оптимизировать, игроки рынка объединяют свои возможности.

В начале года «Лента» в тандеме с платформой развития корпоративных инноваций от РВК GenerationS подвела итоги финального отбора конкурса международных стартапов в области ретейла, запущенного в октябре 2020 года. Всего в рамках первого международного отбора проектов для сети было собрано более 270 заявок, из них 65% команд из Европы, 18% – Израиля, 10% – Азии и 7% – США. По итогам сессии экспертное жюри отобрало семь наиболее перспективных проектов для детальной оценки. Среди них – решение по навигации в магазинах, инновационный материал для системы охлаждения в доставке, технология продления свежести продуктов, робот для позиционирования товаров СТМ и другие.

А в январе этого года в Ростове-на-Дону был протестирован робот-уборщик. Этот проект стал одним из победителей конкурса по поиску инновационных решений «Безопасный магазин», организованного центром инноваций компании. Свободно передвигаясь по магазину, робот прекрасно справился с задачей по очистке пола от масла, сахара и стекла и очень понравился покупателям.

Компании X5 Retail Group, «Билайн», «М. Видео – Эльдорадо» и Hoff создали альянс по поиску и внедрению инноваций Retail Innovation Tech Alliance. Ретейлеры планируют делиться друг с другом лучшими практиками и кейсами работы со стартапами, финансирование проекта будет осуществляться на паритетных условиях.

А розничная сеть «Азбука вкуса» заключила партнерство с британским технологическим холдингом Biolink Tech LTD. Вместе компании будут развивать в России стартап в сфере digital health. Речь идет о системе персонализации питания на основе анализа крови с возможностью покупки и доставки продуктов в один клик.

Система Otri позволяет заказывать сдачу анализов крови с выездом на дом. Затем на основе результатов анализов и их сопоставления с данными о физической активности человека он получает персональные рекомендации по питанию и формированию привычек. Помогает врачам этой системы искусственный интеллект: нейросеть обучена распознавать результаты анализов и формировать на их основе рекомендации, аналогичные тем, что дают врачи. При этом финальное заключение подтверждает и подписывает все-таки живой врач-биохимик. В приложении также есть «умная» продуктовая корзина, формируемая на основе ассортимента сети.

В целом на сегодня отечественный ретейл отстает от зарубежного и с точки зрения внедрения технологий, и с точки зрения готовности людей их использовать. К нам сейчас только приходит то, что уже активно внедряется в развитых странах. Однако и в России процесс идет более чем активно, особенно после карантинного 2020 года. Судя по прогнозам экспертов, нишу максимальной автоматизации розницы займут крупные сети. Однако при всей неумолимости прогресса спрос на личные контакты сохранится, и это оставляет ниши и для малого бизнеса.

#магазины #технологии #торговля

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (6883) от 17.03.2021 под заголовком «Магазины будущего».


Комментарии