Защитник сбережений. В России появился уполномоченный по микрофинансовым организациям

С нового года споры потребителей с микрофинансовыми организациями решает финансовый уполномоченный. Теперь до подачи иска к микрофинансовой организации (МФО) потребитель должен обратиться к главному финансовому уполномоченному - Юрию Воронину.

Защитник сбережений. В России появился уполномоченный по микрофинансовым организациям | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Новый помощник - новый порядок

Новый порядок предусмотрен федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный рассматривает только те обращения потребителей к МФО, размер требований по которым не превышает 500 тыс. рублей. «Мы ожидаем, что в 2020 году к нам поступит около 22 тысяч обращений в отношении микрофинансовых организаций», - приводит слова Юрия Воронина пресс-служба.

Финансовый уполномоченный в отличие от участкового рассматривает споры только имущественного характера. Например, о взыскании с МФО излишне уплаченных процентов за пользование займом, объясняет Воронин.

Клиенту МФО до обращения к финансовому уполномоченному необходимо соблюсти порядок. То есть вначале попытаться решить спор с компанией путем направления ей заявления в электронном виде либо в письменной форме. В случае несогласия с полученным ответом микрофинансовой организации или неполучения ответа в установленный срок потребитель направляет обращение финансовому уполномоченному.

Подать такое обращение можно в том числе в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru. Срок рассмотрения обращения регламентирован законом и составляет 15 рабочих дней. Для потребителей обращение бесплатно.

Начинал с собеса

Юрий Воронин родился 17 октября 1962 года в Москве. Образование высшее юридическое. Кандидат экономических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации.

Карьеру начинал с низовых должностей в системе столичного собеса, постепенно поднимаясь по служебной лестнице. В 2012 - 2013 гг. - в администрации президента РФ: начальник управления по социально-экономическому сотрудничеству с государствами - членами СНГ, Абхазией и Южной Осетией; 2013 - 2018 гг. - в Счетной палате РФ: руководитель аппарата СП, член коллегии Счетной палаты. В июне - сентябре 2018 г. являлся советником председателя Центрального банка РФ.

С 3 сентября 2018 г. на основании решения совета директоров Центрального банка и по согласованию с президентом РФ Юрий Воронин вступил в должность главного финансового уполномоченного.

Аналитики рынка отмечают, что сегодня многие МФО игнорируют жалобы граждан и начинают «шевелиться» лишь после того, как Банк России или хотя бы «их» СРО (саморегулируемая организация) просят разъяснить ситуацию. С 2021 года финансовому омбудсмену можно будет направить жалобы не только на МФО, а на все кредитные организации, КПК, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды.

Мы опросили профессионалов рынка на предмет того, сильно ли изменится финансовый масштаб от появления новой фигуры?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей КРИЧЕВСКИЙ,
эксперт Академии управления финансами и инвестициями:

«Основная цель финансового уполномоченного - защита интересов клиентов микрофинансовых компаний. Нововведение направлено на помощь заемщикам, которые действительно пострадали от неправомерных действий МФО. Другое дело, что регулирование деятельности микрофинансовых организаций уже закреплено законодательно. Ставки по займам не могут превышать 1% в день, организации должны рассчитывать предельную долговую нагрузку клиента при займе более 10 тысяч рублей, а через суд компании не могут взыскать с просрочившего платежи клиента более 200% от суммы займа.

При этом обращения клиентов к уполномоченному, по сути, будут оплачиваться МФО - до 17 тысяч рублей за обращение при урегулированном споре в течение двух недель с момента начала рассмотрения уполномоченным дела и 34 тысячи при проигранном суде. При определенных обстоятельствах эта инициатива может превратиться в инструмент для давления на организации. По статистике, только каждое пятое нарушение - это превышение лимита процентов. А из этих 20% каждое пятое действительно обоснованно».

Петр ПУШКАРЕВ,
шеф-аналитик ГК TeleTrade:

«Бесспорно, институт финансового обмудсмена, заточенный исключительно на охрану прав заемщиков, потребителей страховых и кредитных услуг, дает людям куда более прочную защиту от любых попыток произвола тех же микрофинансовых организаций. Клиентами МФО, как правило, являются граждане, попавшиеся на нехитрую удочку вроде «быстренько перезанять до зарплаты» или оказавшиеся в особых стрессовых обстоятельствах и вынужденные занимать, например, где попало на лечение родственников.

Денег на нормальных адвокатов и экспертов у таких людей просто не бывает, они и так оказываются выжаты в финансовом смысле этого слова: грабительскими процентами, пени и прочими вычетами, прописанными мелким шрифтом в многостраничном договоре, который они чаще всего и не читали.

Бесплатное обращение к лучшим в стране экспертам по данному вопросу, которые собраны при финансовом омбудсмене, для таких людей часто единственная панацея и путь развязаться хоть когда-нибудь с несправедливо возложенной на них долговой нагрузкой.

Вячеслав МАКСИМЕНКО,
руководитель партнерских программ
инвестиционно-образовательной площадки «Линейка»:

«Расширение сфер досудебного регулирования при посредничестве финансового уполномоченного на микрофинансовые организации и через год на банки, кредитные кооперативы, ломбарды и НПФ (ранее на страховые компании) призвано ослабить нагрузку на судебную систему и ускорить рассмотрение и урегулирование возникающих споров между финансовыми организациями и потребителями их услуг.

Для населения это возможность бесплатно добиться ответа на возникшие претензии, не сталкиваясь с бюрократией, в предельно короткие сроки (в течение 30 дней с момента подачи обращения). Для рынка МФО оценки подобных нововведений давать на текущий момент затруднительно, поскольку сам механизм рассмотрения подобных случаев клиентов МФО был проработан только недавно, а претензии могут носить только денежный и имущественный характер. Возмещение морального вреда или упущенной выгоды не рассматривается финансовым уполномоченным. При этом МФО, которые в последнее время столкнулись с ужесточением надзора Банка России, сами заинтересованы в том, чтобы не нарушать установленные в их деятельности нормативы».

#финансы #займы #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (6649) от 23.03.2020 под заголовком «Защитник сбережений».


Комментарии