Возвращение ларьков. Власти помогут малой торговле

Удивительное дело – весь нынешний век городские власти зажимали уличную торговлю, в то время как простые граждане нередко об этом жалели. Теперь все наоборот. В последнее время, особенно во время пандемии, мы привыкли ходить за продуктами в сетевые магазины или закупаться в онлайн-формате, пользуясь службами доставки. Зато власти неожиданно озаботились возвращением покупателей в прилавочные магазинчики у дома, уличные ларьки и на рынки, с которыми раньше боролись.

Возвращение ларьков. Власти помогут малой торговле | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Дворовый кластер с музыкой

«У нас был классический прилавочный магазин с базовым набором продуктов – молоко, колбаса, соки, консервы, чай, соль и сахар, – рассказывает коммерсант Георгий Геваргян. – В окрестностях района наша торговая точка была единственным продуктовым островком, который был действительно нужен. Потом появились сетевые магазины, и мы проиграли в ценовом сегменте. Конкурировать с ними сложно, за счет больших объемов крупные сети закупают товар с максимальными скидками. Сегодня я бы ни за что не открыл обычный магазин в жилом квартале, тем более в элитном доме. Максимум люди спускались бы ко мне взять лук или лимон, которые забыли купить в супермаркете. Сейчас таким, как я, чтобы выжить, нужен индивидуальный подход к каждому посетителю и особенный ассортимент продуктов, которых нет в сетях».

Эти слова подтверждает бойкая торговля в одном из «спальных» районов на окраине Петербурга. Здесь расположился оживленный торговый пятачок, объединяющий несколько продуктовых павильонов, чебуречную и пивной ларек, который по совместительству отвечает за музыкальное оформление этого дворового торгового кластера. Под бодрящие мелодии 1980-х и 1990-х в местной мясной лавке «Халяль» можно купить баранину и говядину, в небольшой пекарне – сдобные булочки, горячий хлеб и полуфабрикаты ручной работы в виде блинчиков, котлет, пельменей и мант. Хозяева лавки с овощами и фруктами в теплое время года выносят лотки на улицу, привлекая посетителей клетками с канарейками.

Покупателей здесь любят и знают в лицо. С каждым здороваются, помогают выбрать товар и даже торгуют в долг, если у клиента вдруг не хватило наличных. Посетители знают продавцов по именам, делятся с ними радостными и не очень новостями. К примеру, в пекарне был случай, когда один постоянный клиент оплатил суточную партию хлебобулочных изделий и попросил в этот день отпускать хлеб всем бесплатно, чтобы люди помянули его отца.

На этом же пятачке бабушки в сезон торгуют лесными ягодами, грибами и зеленью со своих дач, а дедушки предлагают вяленую рыбку собственного приготовления. Иногда сюда приезжают мобильные фермерские автолавки с молочной продукцией. Видно, что бизнес здесь идет хорошо, хотя по соседству расположились два сетевых дискаунтера и гипермаркет федерального масштаба.

«Я люблю сюда приходить, потому что здесь хорошие и недорогие продукты, а ко мне относятся не как к роботу, а как к человеку, – делится впечатлениями пенсионерка Ирина Мироновна. – Продавщица Надия из овощной лавки всегда улыбается. Если я, к примеру, сослепу возьму мятый помидор, она не станет его взвешивать, а заменит на хороший. А ее сын Арсен сумки помогает донести до дома».

«Конечно, я хожу и в соседние сетевые магазины, покупаю там продукты по скидкам. Но если нужно что-то свежее и вкусненькое, иду сюда. Разница в ценах не такая уж и большая, а зачастую некоторые продукты здесь можно и дешевле купить, чем в гипермаркете», – поддерживает разговор домохозяйка Ирина Пенкина.

«Несколько лет назад мы приехали из ближнего зарубежья и организовали семейный бизнес, – рассказывает владелица овощной лавки Надия. – Начинали с маленького овощного ларька, который со временем разросся до солидного павильона. Мы не имеем современных технологий и модных сервисов доставки, при этом у нас всегда толпится народ, а у наших конкурентов через дорогу пусто.

Просто мы честно относимся к покупателям, стараемся всех запомнить, понять, что им нравится. Наша задача, чтобы у нас купили не только сейчас, но приходили еще. Работа сложная – без перерыва и выходных».

Город не базар

Описанная торговая идиллия для Петербурга – редкое исключение. Обычно современная уличная торговля у горожан вызывает негатив. И, когда чиновники заводят разговоры о возрождении этого торгового формата, многие вспоминают времена грязной Сенной площади, загроможденной ларьками и павильонами.

Да и сейчас с наступлением весны несанкционированные торговые точки захватывают город. Как правило, они «расцветают» в темное время суток прямо на газонах, ломая молодые деревья и кустарники, а прилавки «хенд-мейд» из ящиков со свалок множатся возле станций метро. Эту некрасивую картину фиксируют регулярные рейды по выявлению несанкционированных объектов уличной торговли, которые проводят сотрудники комитета по контролю за имуществом СПб в тандеме с подведомственным Центром повышения эффективности использования государственного имущества.

Так, подобные мероприятия проводились накануне Международного женского дня в Центральном,

Невском, Пушкинском, Фрунзенском, Калининском, Выборгском и Московском районах. В результате проверок от незаконного размещения торговых объектов было освобождено 38 земельных участков. Изъято более тысячи единиц реализуемой продукции и торгового оборудования.

Что касается ассортимента уличных стихийных базаров, то это табачная и текстильная продукция, очки, аксессуары для мобильных устройств и, что самое неприятное, продукты. Нынешней весной в списке хитов нелегальных уличных торжищ – рыба с грязных ящиков и стихийные распродажи так называемых финских мошенников, которые продают якобы конфискованные «финские товары по низким ценам». На деле же торгаши втридорога впаривают доверчивым пенсионерам китайский ширпотреб.

Похороны отменяются

Но, конечно, все это не повод хоронить формат малой торговли. Скорее, расцвет нелегальной уличной торговли вызван недостатком легальной. Киоски, павильоны и даже автомагазины с экономической точки зрения оправданны, ведь зачастую они становятся основными каналами сбыта для некрупных местных производителей. Важна и социальная роль автолавок – единственных торговых точек в отдаленных населенных пунктах. Это доказала успешная практика зарубежных стран, где малоформатная торговля, оставаясь рентабельным семейным бизнесом, реализуется в соответствии с санитарными и эстетическими нормами.

Похоже, добиться этого теперь хотят и российские власти. В феврале премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение о неотложных мерах по поддержке малых и средних предпринимателей в сфере торговли. Как говорится, лучше поздно, чем никогда, – по данным Минпромторга, в 2020 году оборот малой продуктовой розницы рухнул на 20%.

Теперь региональным властям рекомендовано оказать содействие работе розничных рынков и ярмарок в многолюдных местах, выделять удобные места для торговли, продлевать договоры на размещение торговых объектов без торгов и т. д. И, конечно, устранить излишние административные барьеры, в том числе ограничения по ассортименту продукции.

Петербург вроде бы идет в этом направлении. Так, мораторий на снос нестационарных торговых точек (НТО) продлен до конца этого года.

«В нынешних условиях надо немного сократить программы по «расчищению города», по сносу этих киосков и павильонов. Поэтому договорились о продлении моратория на снос нестационарных торговых объектов (НТО) до конца 2021 года, – рассказал бизнес-омбудсмен Борис Титов. – Если уж совсем какая-то серьезная техническая проблема вроде кабелей высокого напряжения над объектом, то вопросы будут решаться индивидуально».

К маю региональные власти должны принять соответствующие нормативные акты, а также проинформировать граждан о новых возможностях розничной торговли. Сведения об этой работе будут направлены в Минпромторг, который в свою очередь подготовит итоговый доклад в правительство. Также должна быть активизирована работа по развитию торгового формата «магазин в магазине», в том числе с использованием прилегающей к крупным торговым центрам территории.

Весенняя атака нелегалов

Однако в реальности не все так гладко, как на бумаге.

«Вряд ли стоит надеяться, что к маю добросовестная нестационарная торговля расцветет, – уверен председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков. – За такой короткий срок сложившуюся на городских улицах негативную ситуацию переломить невозможно. Прежде всего необходимо решить проблему с нелегалами и недобросовестными предпринимателями, которые и создают уличной торговле отрицательную репутацию».

Действительно, основная проблема в этом сегменте – это конкуренция со стороны недобросовестных игроков рынка, работающих без каких-либо правоустанавливающих документов.

«В последнее время нелегальных ларьков площадью более 20 кв. м  стало меньше, зато количество торговцев с ящиков и тележек растет в геометрической прогрессии, – отмечает Владимир Меньшиков. – Бороться с ними сложно, потому что при проверках они мастерски сворачивают свой нехитрый торговый инвентарь либо вовсе бросают его и убегают. Если же это имущество конфискуют, его владельцы особенно не расстраиваются, потому что оно почти ничего не стоит».

Также на развитие уличной торговли влияют административно-законодательные несоответствия.

«Организация нестационарной торговой точки – это достаточно рентабельный бизнес, успех которого зависит от локации торгового объекта и его площади, – объясняет Меньшиков. – Сейчас все торговые места разыгрываются на аукционе, который проводится только на точки, включенные в официальную схему размещения НТО. Если предприниматель хочет внести в эту схему новое место, ему до включения его в аукцион придется ждать минимум полгода, пока пройдут все необходимые согласования. Договоры аренды заключают на пять лет и при добросовестной торговой деятельности арендаторов продлевают на новый срок неограниченное количество раз. На первый взгляд, все логично. Однако на этот процесс оказывает негативное влияние множество факторов, в том числе связанных с изменениями в законодательстве из других сфер. Например, человек несколько лет работал на одном месте, но вдруг меняется законодательство в сфере благоустройства города, и его торговый объект в одночасье становится преградой для уборочной техники. Предприниматель выполнил все обязательства перед государством, однако договор не продлевают. По логике, если договор нельзя продлить по не зависящим от предпринимателя причинам, ему необходимо предоставить альтернативное место без торгов. Но, к сожалению, с этим у нас пока есть проблемы».

А рынок и ныне там

Ситуация с розничными рынками и ярмарками в Северной столице тоже пока оставляет желать лучшего. Их количество неуклонно снижается, а рыночные прилавки оккупировали перекупщики. Что касается мест, которые выделяются для фермеров, то из положенных 3400 более трети остаются свободными, так как они не устраивают фермеров с точки зрения логистики, транспортной доступности и потока людей.

В 2017 году Смольный громко заявлял о масштабной программе перезапуска городских рынков, но с тех пор особо мало чего изменилось. Реализации планов помешали судебные разбирательства с бывшими управляющими компаниями объектов, с которыми правительство города расторгло договоры аренды.

«С ярмарочной торговлей в городе ситуация тоже непростая, – отмечает Владимир Меньшиков. – Аукционы проводятся только на небольшую часть участков, менее десяти на весь город. Остальные участки проходят по конкурсу с преференциями для тех, кто давно в этом бизнесе вращается. Новым участникам провести ярмарку затруднительно».

И все же уличная и рыночная торговля до сих пор остается важной частью городской экономики. К началу 2020 года в Петербурге насчитывалось около 10 тысяч нестационарных объектов торговли, а объем поступлений в бюджет от них превышает 200 млн рублей. И если власти действительно повернулись лицом к этой сфере, то есть надежда, что эти цифры хотя бы перестанут снижаться.

#деньги #ларьки #бизнес #торговля

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (6886) от 22.03.2021 под заголовком «Ларечный ренессанс».


Комментарии