В ногу со временем. В России намерены развивать рынок электромобилей и беспилотников
В недалеком будущем автомобильную промышленность ждут серьезные изменения. Автотранспорт из категории личной собственности постепенно переходит в сферу услуг, и производителям машин придется ориентироваться не на обычных потребителей, а на крупные сервисы. Уже сейчас очевидно, что при формировании своего автопарка они будут отдавать предпочтение электрическому и беспилотному транспорту. Представители петербургского автопрома стараются идти в ногу с прогрессом, несмотря на то что к переменам готовы не все жители северной столицы.
Когда-то в Петербурге любой автомобиль считался роскошью и диковиной. Сегодня машиной никого не удивишь. ФОТО Олега ЗОЛОТО/ИНТЕРПРЕСС
Небольшой, но перспективный
Парк электромобилей в России пока очень мал. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2019 г. в нашей стране насчитывалось около 4,6 тыс. легковых электрокаров. Это даже недотягивает до 0,01% от общего количества легковых автомобилей, имеющихся в нашей стране.
Примерно 80% всех электрокаров, зарегистрированных на территории РФ, приходится на одну модель - Nissan Leaf (3,7 тыс. шт.). На втором месте - Mitsubishi i-MiEV (308 шт.). Далее следуют модели Tesla - Model S (221 шт.) и Model X (125 шт.). Менее сотни машин в парке принадлежат вазовской разработке - электромобилю LADA Ellada (96 шт.). Остальные электрокары имеют еще меньшие результаты.
Больше всего электрокаров зарегистрировано в Приморском крае - 839 единиц. На втором месте Иркутская область - 487 шт. Эти два региона превосходят показатели Москвы - 459 шт. В Московской области зарегистрировано 190 электрокаров. А в Петербурге - 137 шт. При этом уже в 76 субъектах РФ есть хотя бы по одному электрокару.
В 2019-м на автомобильном рынке России было продано 353 электрокара, что на 145% превышает показатель 2018 года (144 шт.), говорится в отчете аналитического агентства «Автостат». Самый большой рынок для электрокаров - Москва, где была продана треть автомобилей (115 шт.). Второе место по спросу занимают Приморский край и Подмосковье (по 25 шт. в каждом регионе). Петербуржцы в прошлом году купили всего 18 новых электрокаров.
Несмотря на то что в Петербурге мало потребителей, активно интересующихся этой темой, именно в нашем городе работают предприятия и специалисты, которые вносят активный вклад в развитие отечественного рынка электромобилей, беспилотного транспорта и необходимой для них инфраструктуры.
От прогресса не уйти
В первую очередь революционные тенденции мирового авторынка проявляются на предприятиях крупных автоконцернов Hyundai, Nissan и Toyota, расположенных на территории Петербурга и Ленинградской области. «Мы пытаемся продвинуть в России тему электромобилей, стараемся влиять на совершенствование в этом плане местного законодательства, - говорит представитель компании Nissan Manufacturing Rus Татьяна Горовая. - В перспективе эти изменения неизбежны. На сегодняшней день практически все зарубежные производители автомобилей переводят свои ключевые модели на электродвигатели».
Действительно, действия властей европейских и прочих стран, активно внедряющих запрет на продажу новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), ориентированы на создание критической массы парка электромобилей, при которой упадет их цена и станет выгодным создание широкой инфраструктуры для эксплуатации и обслуживания. Но если машины будет нельзя продавать, то станет нецелесообразным их производство. ЕС достаточно будет ввести новые законодательные меры, налагающие дополнительные экологические налоги на автоконцерны, производящие узлы для «незаконных» автомобилей (в том числе и за пределами ЕС), и машины с ДВС подорожают, что скажется на их спросе.
«Калашников» в помощь
«Сегодня в России замечательное время для производства электромобилей, - комментирует ситуацию на рынке заместитель председателя комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Махров. - Чтобы занять эту нишу, у отечественных производителей есть всего два-три года. При этом стоит учитывать специфическую ситуацию, которая сегодня сложилась в России: обычный автомобиль дороже, чем в Европе, при этом услуги такси дешевле. Это можно считать предпосылками того, что личные автомобили со временем вытеснит сервис.
Людям станут интересны бренды не автомобилей, а услуг. То есть у российских автопроизводителей есть шанс первыми создать монобрендовый сервис на базе каршеринга, который, привязав потребителей к конкретной машине, застрахуется от спада спроса на автомобили для личного пользования».
«Сейчас может сформироваться новый рынок - создание электромобилей служебного класса, которые можно не только закупать, но и производить в стране, - уверен эксперт по региональному развитию ВИЭ научный сотрудник Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Сергей Майоров. - Понятно, что производить «Теслу» мы еще не готовы, но модернизированная модель электромобиля «ОВУМ», который представил на международном военно-техническом форуме «Армия-2019» ижевский концерн «Калашников», на мой взгляд, неплохой старт».
«Электромалыши» укрупняют рынок
Драйвером развития мобильного электротранспорта является активно развивающийся рынок доставки. Так, петербургская компания Triscooter запустила в Китае контрактное производство трискутеров - трех- и четырехколесных электромобилей со сменными АКБ для курьерских служб. В августе 2018 года в Россию приехала первая партия таких скутеров, которые успешно вписались в местные службы доставки.
«Основные заказчики наших трех- и четырехколесных электромобилей - курьерские службы, - объясняет основатель компании Дмитрий Макеев. - Дело в том, что стоимость одного километра пути такого транспорта в 25 раз дешевле, чем машины, работающей на бензине. А для служб доставки снижение издержек делает их бизнес рентабельным».
В перспективе компания планирует привлекать инвестиции и открывать производство в России, параллельно развивая сеть проката малого коммерческого транспорта.
Еще один интересный пример: на ПМЭФ-2019 Ассоциация развития электромобильного транспорта и инфраструктуры представила первый российский электрический спортивный карт, созданный в партнерстве с АО «Третий парк» и при поддержке итальянской гоночной картинговой команды BabyRace. Разработчик силовой установки - российская компания TGE. Предполагается, что карт, оснащенный системой сверхбыстрой зарядки за шесть минут, будет иметь спрос на рынке и привлечет внимание инвесторов.
Беспилотники Балтики
Параллельно с развитием рынка электромобилей в России разрабатываются беспилотные технологии. Так, с декабря 2018 г. по март 2022-го в нашей стране действует разрешение на проведение испытаний беспилотников на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане.
В декабре 2019 г. на полигоне центра испытаний «НАМИ» (Московская область) прошел финал технологического конкурса для беспилотных автомобилей Up Great «Зимний город». Из 13 участников конкурса в финал вышли пять команд, имеющие реальные работающие прототипы.
В финал попала и петербургская компания НПО «СтарЛайн», производственная площадка которой претендует на звание одной из самых современных не только в России, но и в мире. Научно-исследовательский проект «умных беспилотных автомобилей» компании - это не отдельная марка машины, а беспилотный модуль с возможностью интеграции на любой современный автомобиль. На конкурсе фирма представляла беспилотное транспортное средство на базе автомобиля «Шкода СуперБ».
Кроме петербуржцев в финале принимали участие еще четыре команды: московские BaseTracK и «Зимний город МАДИ», НГТУ из Нижнего Новгорода, сборная команда из Таганрога, Ростова-на-Дону и Курска «Авто-РТК». В итоге дойти до финиша гонки, преодолев весь маршрут, удалось только беспилотному автомобилю из Петербурга.
Город к испытаниям готов?
Развитие рынка электромобилей и беспилотников невозможно без специальной инфраструктуры. Большим шагом вперед в этом направлении стало утверждение в декабре 2019 г. государственного плана мероприятий по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 г. Согласно документу, профильным министерствам поручена разработка предложений по формированию программы оснащения дорожной и городской инфраструктуры комплексами зарядных станций для транспортных средств с электродвигателями.
Несмотря на то что петербуржцы пока осторожно относятся к теме электрокаров, на сегодня северная столица является флагманом в интеграции электромобилей в городскую среду. В отличие от Москвы в Петербурге отсутствует транспортный налог с электромобилей. А с 2019 года застройщики при возведении жилого или делового фонда обязаны оборудовать каждый дом общественными зарядками.
На IX Петербургском международном газовом форуме были озвучены данные, согласно которым на сегодня в нашем городе имеется 59 действующих зарядных электростанций «Россети Ленэнерго», из них 43 - быстрые станции (заряжают 80% емкости батареи за 40 минут) и 16 - медленные (100% заряда за 4 - 8 часов). Инфраструктура не загружена, но востребована.
В чужих руках
«При создании системы зарядных станций для электротранспорта город столкнулся с проблемами, - отметил на Международном форуме по возобновляемой энергетике на Северо-Западе России заместитель директора по информационным технологиям ПАО «Ленэнерго» Семен Анищенко. - В первую очередь это отсутствие свободного круглосуточного публичного доступа к электрическим мощностям в удобных местах, так как часть территорий, на которых сегодня есть зарядные станции, находится в частной собственности.
К примеру, они привязаны к режиму работы того или иного торгового комплекса, на чьей территории установлены. Проблема дефицита зарядных станций особенно характерна для исторического центра. Никто не готов вскрывать брусчатку XVIII в., чтобы проложить новый кабель для зарядной станции, которая не будет сочетаться с местными достопримечательностями. В этом случае возможны какие-то изменения только во время плановых реконструкций.
Проблема отсутствия электрических мощностей актуальна и для трасс. Сейчас зарядные устройства установлены на пути Москва - Петербург - Финляндия. А вот в направлении из Петербурга в Нарву или Белоруссию зарядок нет. Эти проблемы будут решаться в рабочем порядке. Есть планы распространить эту технологию в направлении Эстонии, Новгорода, Петрозаводска».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (6623) от 12.02.2020 под заголовком «Плюс «электрификация» автопрома».
Комментарии