Беспилотная «Ласточка». На железнодорожном салоне в Щербинке показали уникальную технологию

На прошедшем в подмосковной Щербинке международном железнодорожном салоне «PRO//Движение. Экспо» наибольший интерес вызвали испытания системы беспилотного вождения скоростного электропоезда «Ласточка».

Беспилотная «Ласточка». На железнодорожном салоне в Щербинке показали уникальную технологию |

Такую систему впервые продемонстрировали на экспериментальном железнодорожном кольце в Щербинке. Тестирование включало возможность использования коммуникационных технологий, связывающих поезд с инфраструктурой, а также машинного зрения, саморегуляции поезда. Было опробовано вождение в режиме дистанционного управления. Во время поездки поезд самостоятельно остановился перед лежащим на путях манекеном. Когда куклу убрали, «Ласточка» поехала дальше.

«Могу сказать, что мы опережаем наших зарубежных коллег на год. ОАО «РЖД» стремится к внедрению технологии беспилотного вождения, прежде всего потому, что это обеспечит повышенный уровень безопасности и надежности перевозок, особенно пассажиров», - отметил председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

Заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов добавил: «Важно, что это сделано руками наших инженеров, в наших технических центрах, «Российскими железными дорогами» вместе с большим количеством самых разных партнеров, которые поставляли для этого решения, и центром сборки здесь выступило ОАО «РЖД». Работы велись три года в ходе исполнения инвестиционного проекта «Цифровая железная дорога».

За это время на Московском кольце создана система по управлению движением поезда без машиниста с возможностью дистанционного управления составом. И хотя поезд является беспилотным, он будет наблюдаться и контролироваться операторами из центра управления. И в случае нештатной ситуации оператор сможет перевести поезд с автоматического управления на дистанционное.

Кроме того, электропоезд ЭС2Г-113 «Ласточка» был оборудован компонентами системы автоматического управления, включающей в себя блок обнаружения препятствий, блок синхронизации и связи, систему точного позиционирования.

Чтобы запустить поезд, нужно не только иметь такой подвижной состав, но и подготовить всю инфраструктуру и поменять нормативные акты, так как в правилах, которые сегодня действуют, не предусмотрена работа без машинистов, считают эксперты.

По утверждению председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, самое сложное в управлении поездом - человеческий фактор. Беспилотный поезд никогда не даст сбой. Во-первых, он идет точно по расписанию. Во-вторых, останавливается точно в заданных местах, например, у знака «Остановка первого вагона». В-третьих, всегда замечает препятствия. Горит желтый свет - беспилотник снижает скорость, красный - останавливается. Если не сработало что-то во внутренних системах (к примеру, двери закрылись плохо), поезд автоматически останавливается либо довозит людей до ближайшей станции, подав сигнал в ремонтную службу.

Использовать эту технологию на всех путях пригородов Москвы и Петербурга пока рано из-за вопросов безопасности. Напомним, что на станции Лужская в Усть-Луге на сортировочной горке беспилотные локомотивы уже с 2015 года автоматически ведут роспуск составов, распределяют вагоны по путям и формируют новые составы.

#поезд «Ласточка» #РЖД #современные технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6530) от 23.09.2019 под заголовком «Беспилотная «Ласточка»».


Комментарии