Удар по книжной отрасли. Как будет восстанавливаться издательский бизнес

Потери книжной отрасли РФ за период пандемии составили более 6 млрд рублей. В Петербурге это порядка 1,5 миллиарда. Обидно, что коронавирус подставил подножку книжному бизнесу как раз в тот момент, когда он начал вставать на ноги.

Удар по книжной отрасли. Как будет восстанавливаться издательский бизнес | Современное книгопечатание и полиграфическое производство представляют собой всю палитру издательской продукции _ от глянцевых изданий до газет и деловой документации.Современное книгопечатание и полиграфическое производство представляют собой всю палитру

Современное книгопечатание и полиграфическое производство представляют собой всю палитру издательской продукции _ от глянцевых изданий до газет и деловой документации.Современное книгопечатание и полиграфическое производство представляют собой всю палитру

Вирусная подножка

По данным Российской книжной палаты (РКП), в последние 2 - 3 года отрасль демонстрировала позитивные тенденции. Многие специализированные книжные типографии увеличили объем производства.

Поток книжных заказов рос, причем большинство из них требовали современных процессов производства, сложной отделки, расширения послепечатных операций. Все это сопровождалось увеличением и модернизацией производственных мощностей на предприятиях, что создавало потенциальные возможности роста выпуска книжных изданий и повышения уровня их качества.

Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, приведенным в докладе «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2019 г.», за прошлый год оборот отечественной книжной отрасли (печатная и электронная книга) вырос по сравнению с 2018-м почти на 5,3%.

По данным РКП, в прошлом году российскими издательствами было выпущено 115 171 название книг и брошюр совокупным тиражом 435,1 млн экземпляров. В сравнении с 2018-м число названий снизилось на 1,5%, при этом совокупный тираж выпущенных изданий оказался на 0,6% выше. Показатель числа выпущенных печатных экземпляров книг и брошюр на душу населения в минувшем году составил 2,97. По сравнению с 2018-м он увеличился на 0,7%. Хотя в целом за 12 лет он сократился на 44,5%.

Удивительное - рядом

В прошлом году самым издаваемым автором художественной литературы в нашей стране впервые стал не российский, а американский писатель Стивен Кинг. Общий тираж 163 выпущенных названий его книг превысил 1,1 млн экземпляров. Самым популярным автором произведений детской литературы уже восьмой год подряд остается Корней Чуковский. Общий тираж его произведений составил 1,3805 млн экземпляров.

По данным ВЦИОМ, наибольшей популярностью у россиян пользуются книги по истории, исторические романы и биографии, детские книги. Затем идут учебники и научная литература, книги по домоводству и приусадебному участку, фантастика, русская и зарубежная классика.

Одна из актуальных тенденций современного книжного рынка - повышение популярности сегмента нон-фикшн. Это жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях с небольшим и крайне редким вкраплением художественного вымысла. Меньше всего граждане интересуются книгами ужасов, по психологии и религиозной литературой.

По принципу домино

Если по итогам прошлого года ситуацию в отечественной книжной индустрии аналитики охарактеризовали как стабильную, то в 2020-м, ознаменованном пандемией, рынок изменился не в лучшую сторону.

«Ограничения в книгоиздательстве, в работе магазинов очень серьезно ударили по отрасли», - констатировал президент Российского книжного союза Сергей Степашин.

Дело в том, что полиграфическое производство книжной продукции зависит от заказов издателей. Поэтому объемы его загрузки напрямую связаны с тем, как быстро будет восстанавливаться издательский бизнес. Пока же, несмотря на снятие ограничений, около 40% книжных магазинов так и не открылись. А с конца марта из-за вынужденного закрытия таких торговых точек российские издатели ежемесячно теряли около 70% дохода.

На книжном рынке появилась цепочка неплатежей: магазины перестали платить издательствам, которые в свою очередь откладывают платежи типографиям. Типографии оказались в самом невыгодном положении, поскольку производители бумаги и материалов для печати задержки платежей не рассматривают. При этом обострились проблемы отрасли, актуальные и до пандемии. Это отсутствие бумаги высокого качества (выполнять печать хорошего уровня могут компании, работающие с качественной импортной мелованной бумагой).

Кроме того, в России не выпускаются добротные расходные материалы, не проектируется инновационное оборудование для печати полиграфической продукции. В результате, по прогнозам экспертов, к концу года книжный рынок может сократиться на 25% от выручки (примерно на 15 млрд руб.) с угрозой банкротства большого числа предприятий.

От сложного к простому

По данным Минпечати, в России в прошлом году полиграфическим бизнесом занималось более 4,5 тыс. компаний. Значимая часть крупнейших таких предприятий страны сегодня находится под управлением государства. Поэтому на их долю приходится свыше 50% объемов выпущенной печатной продукции. Московские компании занимают примерно 30 - 35% рынка. В Петербурге функционирует приблизительно 10%. Оставшиеся 55 - 60% находятся на территории регионов.

В Северной столице работает множество крупных и малых типографий , среди которых есть компании с отлаженным технологическим процессом, парком современного полиграфического оборудования, позволяющего выполнять сложные заказы. Одной из типографий такого уровня является петербургский типографский комплекс «Девиз», основанный в 1995 году. Он оснащен оборудованием, не имеющим аналогов в Северо-Западном регионе.

Известна своими производственными экспериментами книжная типография «Любавич», которая печатает продукцию по новой LED УФ-технологии, пришедшей на смену традиционной офсетной печати. Эта типография может печатать даже на пластике. Данный вариант подходит, к примеру, для создания пластиковых книжек-инструкций для специалистов, работающих в сложных погодных условиях на улице.

Нестандартные бестселлеры

В производство, кроме того, поступают такие виды нестандартной продукции, как книжные футляры различных конфигураций, книги в составном переплете, с объемными конструкциями, издания альбомного формата, книги-гиганты и «малышки», популярные детские книги с окошками. Недавно в типографии было напечатано издание к Дню Победы, снабженное QR-кодами, с помощью которых можно сразу посмотреть на смартфоне видеоролики, дополняющие информацию, о которой идет речь в книге.

А петербургское издательство «Вита Нова», основанное в 2000 году, специализируется на выпуске малотиражных коллекционных изданий. Компания использует разнообразные художественные техники. Это литографии, офорты, линогравюры, выполненные в редкой технике «сухая игла» на старом затертом пластике.

Экземпляры подарочных изданий снабжаются авторскими оттисками гравированных иллюстраций, иногда вручную раскрашенными художником, или папками с комплектом гравюр (так называемые графические сюиты). Все особые экземпляры пронумерованы, а их тираж в каждом случае не превышает ста экземпляров. Издательство работает над возрождением в России искусства коллекционной книги. Художественные переплеты создаются по технологиям XVIII - XIX вв. с использованием кож ручной выделки, драгоценных камней и металлов. Книги мастерской хранятся в библиотеках и частных коллекциях России и зарубежья.

К сожалению, несмотря на широкие возможности производителей, в этом году основной поток книжных заказов стал проще и, соответственно, дешевле. Объем заказов по твердому переплету снизился. Преимущественно речь идет о книгах в обычном мягком переплете на офсетной бумаге с несложными видами отделки.

Пираты атакуют

Чтобы выжить, издательства увеличили активность в Интернете, налаживая сотрудничество с сервисами по продаже электронных книг. С одной стороны, за этим каналом будущее. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем рынка электронных книг в России в минувшем году показал рост на 35% к уровню 2018-го, что во многом было обеспечено не только активной деятельностью издательств, выпускающих электронные книги, но и успешной борьбой с книжным пиратством.

С другой стороны, по мнению некоторых игроков рынка, выводить электронные, а тем более аудиокниги в отдельное направление пока нет смысла. Во-первых, их продажи не превышают 7% от общего оборота. Во-вторых, пиратство в нашей стране еще не побеждено. И если человек может получить контент бесплатно, то вряд ли он захочет раскошелиться. В любом случае игроки книжного рынка уверены, что и после пандемии бумажная литература по-прежнему будет актуальной. Однако для ее сохранения необходима господдержка.

КСТАТИ

По данным Петростата, в Петербурге за январь - май текущего года объем отгруженных товаров в сегменте «Бумага и бумажные изделия» составил 11,5 млрд рублей. В сегменте «Полиграфическая деятельность» - 9,7 миллиарда. Предприятия Ленинградской области отгрузили бумаги и бумажных изделий на 36,2 млрд руб., а полиграфической продукции - на 4,767 млрд рублей.


#издатели #книги #кризис

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116(6714) от 08.07.2020 под заголовком «Книгами ужасов не интересуемся».


Комментарии