Центр поддержки экспорта поможет малым предприятиям Ленобласти

Даже крупные компании выйти на зарубежные рынки без поддержки порой не в состоянии, небольшие и подавно: в лучшем случае они могут пробиться со своими товарами в ближнее зарубежье. А вот обосноваться в странах, где требования к экспортерам куда выше, не могут пока и мечтать. Но малые предприятия Ленобласти нужный трамплин, похоже, получили: поможет программа, разработанная региональным Центром поддержки экспорта вместе с партнерами, немецкими консалтинговыми фирмами.

Центр поддержки экспорта поможет малым предприятиям Ленобласти | Иллюстрация ra2studio/shutterstock.com

Иллюстрация ra2studio/shutterstock.com

Свой экспортный потенциал Ленобласть реализует сегодня где-то наполовину, а то и меньше, хотя прирост поставок на внешние рынки (134 страны мира) здесь один из самых высоких в России. В прошлом году объем товаров, вывозимых из региона за рубеж, вырос на 26,8%, составив 7,1 млрд долларов. Петербургу по этому показателю его сосед уступает, но на всем Северо-Западе только ему, а по стране уверенно входит в десятку ведущих экспортеров.

Однако Германия в перечень главных партнеров региона пока не входит (в отличие от Китая, Нидерландов, США, Скандинавских стран). Она покупает каучук и резинотехнические изделия, немного табака, бумаги, картона и древесины, производимых в Ленобласти, а также (еще в меньших объемах) продукцию неорганической химии, мебель, целлюлозу и оборудование.

Лесотехнический комплекс более-менее представлен, а вот пищевая отрасль практически нет. В то же время лен и техническая конопля из Ленобласти за рубеж почти не поступают.

Да и по другим товарам коммерческие связи отсутствуют либо настолько слабы, что незаметны, а предприятия малого и среднего уровня смотрят на внешнеторговую деятельность со стороны, хотя могли бы участвовать в ней на равных с другими.

Решив выйти на взыскательные рынки Евросоюза, компании-крохи прибегают к посредникам. И тогда предпринимателям из Ленобласти редко удается избежать ошибок. Например, презентационные материалы они представляют на «плохом» иностранном языке, не проводят маркетинговых исследований и слабо представляют особенности национального законодательства стран, куда намерены выйти. Но при этом хотят получить все и сразу.

Примеров, когда региональные структуры терпеливо ведут их за руку, помогая закрепиться на рынке, в России пока нет (отчасти это удается лишь Приморскому краю, продвигающему в китайские торговые сети свою «пищевку»), считает Игорь Гунич, куратор программ поддержки экспортеров Ленобласти. В пилотном проекте уже участвуют восемь предприятий 47-го региона. Это производители органических удобрений, металлических конструкций, изделий из натурального камня и другие интересующиеся возможностями рынка ЕС компании.

Запуская усиленную программу поддержки, специалисты центра изучили таможенную статистику, сформировали круг экспертов (в него вошли представители Российско-германской внешнеторговой палаты и Российского экспортного центра), определились с приоритетными для немецкого рынка отраслями.

«Наша программа рассчитана на пять месяцев и состоит из нескольких блоков, - пояснил Игорь Гунич. - Сначала мы проводим для бизнесменов образовательный курс, привлекая немецких экспертов. Потом за каждым закрепляем куратора, помогающего подготовить бумаги, а в начале декабря наши «студенты» отправятся на бизнес-миссию в Дюссельдорф для встречи с потенциальными партнерами».

Если на этом этапе или чуть позже экспортные контракты удастся заключить каждому второму участнику программы, будет неплохо, резюмирует Гунич. Программа предусматривает софинансирование издержек (до 80%), скажем, по подготовке презентаций, экспертизе контрактов и обретению дорогостоящих сертификатов.

#малый бизнес #Ленобласть #финансы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6574) от 25.11.2019 под заголовком «Трамплин для малых».


Комментарии