Свои чужие «иностранцы». Как сегодня чувствуют себя в России зарубежные компании

Российское правительство чуть не еженедельно выдает на-гора новые пакеты мер, призванных поддержать отечественную экономику и не дать нашему бизнесу почить в период локдауна. Однако предприниматели все равно жалуются. Во-первых, все, по их мнению, происходит мучительно долго (говорят - из-за длительной адаптации операторов, то есть распределяющих блага структур).

Свои чужие «иностранцы». Как сегодня чувствуют себя в России зарубежные компании | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Во-вторых, далеко не все нуждающиеся в помощи предприятия получили объявленные субсидии и послабления.

А как в нынешние времена пандемии чувствует себя у нас «не наш» бизнес? И каким он видит свое будущее здесь, на Северо-Западе?

Объемы мировой торговли из-за коронавируса нынче снизятся на 13 - 32%, Россия потеряет более 35% своего экспорта - такие прогнозы содержатся в опубликованном на днях докладе ВТО. В Петербурге в первом квартале текущего года снижение экспорта уже почти достигло 20% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го...

О мерах по восстановлению экономики и поддержки бизнеса в этих условиях предприниматели хотят думать вместе с чиновниками всех уровней, не довольствуясь уже принятыми наверху решениями. Например, четыре крупнейших российских деловых объединения предложили Смольному создать штаб таких структур, который мог бы оперативно взаимодействовать с администрацией города и разрабатывать меры поддержки предпринимателей. Идею в правительстве Северной столицы поддержали. Но помимо совершенствования «ручного режима» требуется и корректировка общих подходов к проблеме.

Сегодня мерами поддержки могут воспользоваться наиболее пострадавшие от локдауна предприятия и вошедшие в список системообразующих на федеральном либо региональном уровне. Причастность к пострадавшим отраслям сейчас определяют автоматически - по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). А системообразующими в Петербурге признаются компании со штатной численностью свыше 500 человек и годовым оборотом не менее 1 млрд рублей.

Уйти от определения пострадавших отраслей по ОКВЭД предложила Российско-Германская внешнеторговая палата. Вместо этого организация предлагает признавать пострадавшими предприятия, сохранившие рабочие места и при этом потерявшие из-за коронавируса 30 - 50% выручки.

«Деловая Россия» выступила со своим предложением: при составлении перечня системообразующих предприятий снизить «входную планку» по числу работников с 500 до 100 человек. Но одновременно и ввести критерий по уровню выплаченного налога в региональный бюджет (например, не менее 5 млн рублей). Во-первых, такой принцип выглядит более логичным и справедливым - помощь от региона получит тот, кто вносит реальный вклад в его развитие. Во-вторых, в восстановительные процессы будут включены крайне важные для экономики города высокотехнологичные производства. В том числе информационные, оказавшиеся сейчас за бортом из-за присущей этим технологиям малолюдности.

«Кроме того, мы направили в федеральный и региональный центры инициативу о предоставлении госгарантий организациям, признанным системообразующими, чтобы они могли реструктуризировать имеющиеся кредиты и получить дополнительные займы, - сообщил на недавней встрече с журналистами координатор «Деловой России» по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Панов. - Это не только поможет сохранить коллективы, но и даст шанс развития на ближайшую перспективу».

О самочувствии немецкого бизнеса в Петербурге рассказал директор филиала «Северо-Запад» Российско-Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко (самая крупная иностранная бизнес-ассоциация в РФ, насчитывающая более 9 тысяч членов, в нашем городе работает с 1992 года). По его словам, немецкий бизнес исторически завязан на Северо-Западный округ: объем торговли в прошлом году составил 6,3 млрд долларов. В Петербурге работают 513 компаний с немецким капиталом.

Как рассказал Никитенко, компании из ФРГ делают ставку на долгосрочную перспективу. И хотя количество германских предприятий, работающих здесь, несколько снизилось по сравнению с прошлым годом, качество их присутствия остается на высоком уровне. Например, компания «Сев-Евродрайф» вложила 35 млн евро в создание нового производства приводной техники во Всеволожском районе. «Хенкель» открыл в Тосно уже десятый свой завод в России. Есть масштабные проекты в области транспортного машиностроения, строительства и т. д.

«В прошлом году немецким бизнесом вложено в России 2,1 млрд евро. Германские компании лояльны к российскому рынку. Большие инвестпроекты продолжатся. Однако какие-то инвестиции из запланированных на этот год, возможно, будут перенесены на будущий», - полагает Владимир Никитенко.

«Иностранные компании, которые здесь активно занимаются бизнесом, не планируют покидать страну, но немногие сейчас готовы инвестировать, - согласен с коллегой председатель комитета по малому и среднему бизнесу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андреас Битци. - Все ждут, что будет дальше. Те, кто планировал зайти на российский рынок в марте-апреле, теперь ориентируются, скорее, на будущий год».

АЕБ действует в России уже 25 лет. В организацию входят около 500 иностранных компаний, работающих в России, из них более сотни действующих в Петербурге. Цель ассоциации - лоббировать интересы иностранного бизнеса в РФ на федеральном и региональном уровнях, помогать в решении возникающих проблем и в конечном итоге - содействовать улучшению местного инвестклимата.

Г-н Битци рассказал о результатах опроса, который АЕБ провела среди своих членов. Интересовались, как иностранный бизнес переживает коронавирусную ситуацию и насколько она повлияет на будущие инвестиции.

«Мы увидели, что это большая проблема: порядка 40 - 50% опрошенных сейчас просто ждут улучшения ситуации, - сказал Андреас Битци. - Одновременно мы видим, что иностранные предприниматели верят в будущее российского рынка. Не сокращают персонал. У них есть оптимизм и желание оставаться в России надолго. Но мы также увидели, что многие компании не чувствуют поддержки от правительства РФ - ее получили только 3%. Это мало. И может отрицательно влиять на будущие инвестиции. Многие компании говорят, что не чувствуют такой поддержки, какая есть у российских предпринимателей».

Кто-то возразит: почему наше правительство должно помогать чужому - например, германскому - бизнесу? Но в кризис, перед лицом реальной угрозы закрытия производства, логика должна быть другая. Бизнес-то, может, и немецкий, но вот работники - наши. Да и налоги платятся тут.

В кризисе нужно искать и находить новые возможности, едины во мнении наши сегодняшние эксперты.

«Немецкая экономика очень экспортно ориентированная - она сильно пострадает от того, что глобально ограничено передвижение людей, - считает Владимир Никитенко. - Оказались нарушены цепочки поставок по всему миру. Германия понимает, что нужно пересматривать подход к формированию этих цепочек. Когда два-три месяца из Китая не приходят компоненты и все заводы из-за этого стоят, нужно пересматривать политику складских запасов, логистику. России в период такого пересмотра важно не упустить момент. Необходимо на государственном уровне сказать: когда вы будете переносить производства или что-то размещать в Европе, посмотрите внимательнее на Петербург - ведь отсюда можно без проблем перевозить товары в страны ЕС морем... Мы со своей стороны готовы информировать петербургских предпринимателей, подбирать поставщиков, помогать налаживать контакты с немецким бизнесом».

«Логистические цепочки сломались, и компании начинают искать поставщиков поближе, - солидарен с коллегой Андреас Битци. - Для российской экономики важно глубже интегрироваться в международные промышленные связи».

По мнению Дмитрия Панова, интерес к Петербургу с точки зрения инвестиционной привлекательности на общем кризисном фоне будет только расти, и этим нужно суметь воспользоваться, максимально объединив усилия.

«Мы вошли в эпидемию сплоченным коллективом, - говорит он. - Бизнес, который традиционно в России был разрознен (каждый пытался отстаивать свои интересы собственными силами), в этот период заметно солидаризовался. Появилось чувство локтя. Мы объединяемся, чтобы иметь возможность мультиплицировать возможности друг друга».

#деньги #финансы #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6709) от 30.06.2020 под заголовком «Свои чужие «иностранцы»».


Комментарии