Стало известно о старте системы «Одно окно» для российских экспортеров

В формате телемоста Москва – Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск на днях состоялось цифровое подписание расширенного соглашения об учреждении Координационного совета по поддержке экспорта и был анонсирован старт информационной системы «Одно окно» для российских экспортеров. А случилось это в разгар пандемии, когда осложнилось перемещение товаров через границы.

Стало известно о старте системы «Одно окно» для российских экспортеров | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Подписи под документом поставили председатель «Деловой России» Алексей Репик, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, президент «Опоры России» Александр Калинин, генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина и президент фонда «Сколково» руководитель экспертной группы «Экспорт товаров и услуг» Виктор Вексельберг.

Одна из целей совета – представление консолидированной позиции российского бизнеса в сфере экспорта несырьевых товаров и услуг. Совет по факту начал работу еще весной, в частности, провел заседание с участием МИД по определению формата взаимодействия в «африканском направлении».

Как отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, нашей стране сейчас важно увеличивать несырьевой экспорт, и создание совета позволит отечественному бизнесу улучшить позиции на зарубежных рынках. Руководитель рабочей группы «Экспорт товаров и услуг» в рамках программы «Трансформация делового климата» председатель совета директоров «Сколково» Виктор Вексельберг считает, что «мы на пороге больших перемен во взаимоотношениях бизнеса и государства», когда внешнеторговая деятельность подвержена турбулентности и оправдан протекционизм, поэтому важно усилить продвижение отечественных экспортеров на глобальные рынки.

Один из инициаторов соглашения генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина подчеркнула, что сейчас общими усилиями деловых объединений определяются наиболее актуальные вопросы экспортной деятельности и варианты их решений, которые затем будут предлагаться правительству РФ. Так, речь идет о стратегии экспорта услуг, поддержке экспорта объектов интеллектуальной собственности и IТ-продуктов, а также преодолении барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры при выходе на зарубежные рынки.

По мнению президента «Опоры России» Александра Калинина, создание Координационного совета по поддержке экспорта позволит максимально точно доносить мнение предпринимателей до органов государственной власти и добиваться эффективных решений, которые будут способствовать работе российских компаний на зарубежных рынках, в том числе представляющих малый и средний бизнес.

Председатель «Деловой России» Алексей Репик уверен, что «такая коммуникационная площадка позволит выработать единое понимание нашей экспортной экспансии, ведь за спадом пандемии начнется оживление в международной торговле и нужно быть к этому готовыми, чтобы завоевать новые ниши для российской продукции за рубежом». Он полагает, что без взаимодействия бизнеса и государства преодолеть последствия пандемии практически невозможно.

К слову, сейчас в правительстве идет работа над несколькими экономическими программами, в том числе над единым планом достижения национальных целей развития. В нем будет новый экономический показатель – рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70%.

Одна из задач совета – формирование единой информационной среды во внешнеэкономической деятельности, позволяющей обеспечивать конкурентоспособность российских экспортеров и диверсификацию отечественного экспорта. Первым шагом на этом пути станет новая информационная система «Одно окно», разработанная РЭЦ для наших экспортеров. Она обеспечит единое информационно-аналитическое сопровождение выхода компаний на экспорт в режиме онлайн.

Вместо вороха бумаг в разные инстанции сервис «Одно окно» позволит предпринимателям при наличии цифрового профиля в автоматическом режиме наладить экспорт своих товаров. К примеру, сегодня при оформлении транспортной субсидии до двух месяцев уходит на подготовку всех необходимых бумаг в полтора десятка ведомств. И это лишь для того, чтобы узнать, имеет ли право компания на денежное возмещение. «Одно окно» должно решить такой вопрос за одну минуту и даже рассчитать примерную сумму субсидии. В дальнейшем сервис выдаст рекомендации по конкретным странам для экспорта и поможет найти потенциальных покупателей.

Председатель петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов считает, что время для такого сервиса выбрано оптимальное – в период пандемии переход на цифровые сервисы позволит оптимизировать работу экспортеров. «Одно окно», по его мнению, может стать хорошим толчком для развития экспорта малого и среднего бизнеса, который сегодня далеко не всегда обладает нужными ресурсами для преодоления существующих бюрократических барьеров на пути к зарубежным рынкам. А Александр Шохин уверен, что и крупный бизнес выиграет от этой новации, поскольку сегодня «кто не будет юзером, станет лузером».

По мнению председателя комитета по информационной поддержке бизнеса Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Дмитрия Солонникова, «Одно окно» особенно актуально будет для экспортных регионов, таких как Петербург, также оно увеличит возможности малого и среднего бизнеса в экспортной сфере.

Проекты single window существуют во многих странах. Самый известный проект создан в Сингапуре – комплекс из электронной таможни, услуг логистических операторов и банков для автоматического списания различных платежей, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Главная задача российского «Одного окна» – способствовать росту количества отечественных экспортеров и увеличению объемов их деятельности. Сейчас доля таких предприятий от количества всех компаний составляет в России менее 1% (в других странах – от 10 до 20%).

Пока сервис работает в тестовом варианте. Официальное его открытие запланировано на 26 ноября. До конца нынешнего года станут доступны пять видов сервисов, а в 2021-м появится еще 20. В дальнейшем количество сервисов будет возрастать в соответствии с запросами клиентов. В частности, РЭЦ прорабатывает возможность получения сертификатов и лицензий в электронном виде и предоставления их всем заинтересованным сторонам.

#бизнес #предприниматели #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6798) от 03.11.2020 под заголовком «Бизнес позвали в юзеры».


Комментарии